Мебельный ритейлер Hoff решил строить сеть небольших магазинов товаров для дома

Так он сможет нарастить долю рынка
Мебельный ритейлер Hoff решил стать мультиформатной сетью/ Е. Разумный/ Ведомости

В августе Hoff откроет магазины с товарами для дома и интерьера Hoff Home, а с весны тестирует формат мебельных магазинов Hoff Mini, рассказал «Ведомостям» совладелец ритейлера Михаил Кучмент. Первые два магазина появятся в августе в Москве в торговых центрах «Метрополис» и «Океания» на Славянском бульваре, площадь магазинов – около 2000 кв. м. Как быстро будет расти сеть таких магазинов в будущем, ритейлер решит по итогам работы первых двух точек, уточнил Кучмент.

До начала 2016 г. сеть, основанная восемь лет назад Александром Зайонцем и Кучментом, работала в формате гипермаркетов (сейчас их 12 в Москве, Самаре, Краснодаре, Ростове-на-Дону и др.) – как отдельно стоящих, так и в торговых центрах. Изначально проект был франшизой австрийской Kika / Leiner, под вывеской Kika работали первые магазины сети. В 2011 г. российская компания вышла из соглашения и начала работать под своим брендом Hoff.

В 2016 г. компания начала открывать небольшие мебельные магазины Hoff mini: их площадь – 1000–2000 кв. м, а ассортимент – наиболее популярные модели. Несколько форматов позволят выходить на новые рынки и усиливать позиции в городах присутствия, объясняет Кучмент.

Сейчас ниша товаров для дома практически свободна, рассуждает Кучмент: в России нет крупных сетей, специализирующихся на такой продукции, как, например, в США. Крупнейший игрок на рынке мебели и товаров для дома в России – IKEA, ее оборот за 2015 г. эксперты «Infoline-аналитики» оценили в 104 млрд руб., а долю товаров для дома и интерьера – в 10–15% оборота.

Сеть Hoff – в 10 раз меньше, она игрок № 2 на этом рынке с выручкой, по информации «Infoline-аналитики», в 11,9 млрд руб. и примерно 20% продаж, приходящихся на товары для дома. Согласно собственным данным ритейлера, его выручка в 2015 г. – 14,1 млрд руб. На 3-м месте, по данным аналитиков, «Посуда центр», на 4-м – «Планетастрой» (сеть «Уютерра»).

Совладелец «Уютерры» Александр Селиверстов говорит, что компания пытается сохранить бренд «Уютерра» и на месте закрывающихся точек открывается по франчайзингу; так, по его словам, работает уже 30 магазинов. Рынок товаров для дома переживает непростые времена, считает Селиверстов: сказываются затоваривание рынка (население в период стабильного курса валют закупало товары для дома впрок), невозможность из-за затоваривания поднять розничные цены в период девальвации рубля и резкий рост ставок по кредитам.

«Уютерра» в начале июля получила иск о банкротстве; сейчас она вынуждена закрывать магазины, которые не удается заместить франчайзинговыми, знает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Новый малый формат Hoff – ответ на изменение ситуации торговой недвижимости, попытка занять освобождающиеся площади и увеличить долю рынка товаров для дома, полагает Бурмистров. Например, в Петербурге сейчас в двух торговых центрах на месте закрывшихся магазинов «Уютерра» открываются магазины УК «Старт», «Домовой», рассказывает он. «Hoff, очевидно, тоже хочет использовать эту возможность, и это совершенно правильно», – считает эксперт.