От авиакомпаний уходят клиенты

Перевозки пассажиров с каждым месяцем снижаются
В июне рост пассажиропотока крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот» замедлился/ М. Стулов/ Ведомости

В первом полугодии «Аэрофлот» перевез 13,4 млн пассажиров (+12,2% год к году), в том числе в мае – 2,5 млн человек (+6,5%), сообщила пресс-служба компании. В первые пять месяцев компания нарастила перевозки на 13,6%, т. е. в июне рост замедлился вдвое.

«Замедление роста в июне 2016 г. связано с высокой базой июня и низкой базой первых месяцев прошлого года», – говорит представитель «Аэрофлота». Общему росту показателей способствовали снижение конкуренции на международных маршрутах (ряд иностранных перевозчиков сократили количество рейсов в Россию), рост транзитного пассажиропотока через аэропорт «Шереметьево» и уход с рынка «Трансаэро» с последующим перераспределением ее пассажиров между игроками рынка, добавляет он.

К тому же «Аэрофлот» нечасто летает по наиболее популярным южным направлениям – в Симферополь, Сочи, Анапу и Геленджик, на которые приходится не менее 25% всех продаж внутренних рейсов. Внутри группы эти потоки распределены в пользу «дочек» – «Победы» и «России», говорит PR-директор aviasales.ru Янис Дзенис.

Пассажиропоток группы «Аэрофлот» вырос в июне на 5,8% до 3,9 млн человек, а в полугодии – на 10,3% до 19,7 млн. За пять месяцев рост группы был лучше – 11,5%.

Второй российский игрок – S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус») в первом полугодии нарастила пассажиропоток на 23,2% до 5,8 млн пассажиров, а четвертый перевозчик, «Уральские авиалинии», – на 18% до 2,6 млн человек.

Третий, «Ютэйр», вырос на 14,3% до 2,8 млн пассажиров, сообщила пресс-служба компании. Причина отставания в росте от основных конкурентов – плохие результаты мая: перевозки упали на 10% к маю 2015 г. «В прошлом году «Ютэйр» активно сокращала парк в рамках программы оптимизации издержек, но в мае 2015 г. еще активно совершала чартерные перевозки. Сейчас мы сосредоточены на регулярных рейсах», – объясняет представитель «Ютэйр».

Все авиакомпании России за полгода перевезли 37,8 млн человек (-8,5% год к году), в июне – 8,5 млн человек (-14%) (см. график), по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Пассажирооборот в полугодии сократился еще сильнее – на 11,8%. В первые пять месяцев этот показатель упал на 10,5%. «Покупательная способность населения ухудшается, отсюда снижение количества пассажиров и, главное, пассажирооборота (покупаются все больше короткие рейсы)», – сказал президент АЭВТ Владимир Тасун.

Основная проблема в том, что большинство рейсов, в первую очередь внутрироссийские, авиакомпании совершают себе в убыток, так как при ценах выше себестоимости будут терять пассажиров, продолжает он. В I квартале совокупный убыток перевозчиков составил 24 млрд руб. «Отрасль срочно нуждается в поддержке, самой действенной формой было бы введение нулевого НДС на российских линиях (сейчас 10%)», – говорит Тасун. Открытие полетов в Египет к IV кварталу не спасет гражданскую авиацию в этом году от серьезного снижения показателей, добавляет он.

«Крупным российским авиакомпаниям, несмотря на рост выставленных мощностей, еще не удалось восстановить показатели рынка прошлого года. В июне, например, количество предложенных рынку кресел по регулярным направлениям было примерно на 10% меньше, чем в прошлом году. Это в первую очередь эффект ухода «Трансаэро» (выставляли 12% мощностей) и снижения активности зарубежных перевозчиков (они сократили мощности на 5%)», – говорит эксперт авиационной практики Bain & Company Андрей Панов.