С сентября «Яндекс.Маркет» будет сам продавать технику и электронику

Большая часть ссылок на сайты продавцов пропадет
«Яндекс.Маркету» выгоднее, чтобы посетители покупали товары непосредственно на его площадке, а не на сайтах продавцов/ А. Гордеев/ Ведомости

«Яндекс.Маркет» определился, когда с его площадки пропадет большая часть переходов на страницы продавцов: с конца сентября площадка будет сама продавать в Москве главные товарные категории в российской онлайн-коммерции – электронику, бытовую технику, детские товары, товары для животных. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «Яндекс.Маркета».

Сейчас онлайн-ритейлеры платят «Яндекс.Маркету» за то, что площадка размещает их товары на своем сайте, откуда пользователи переходят уже на сайт продавца (cost per click). При этом с конца 2014 г. «Яндекс.Маркет» тестирует систему, при которой покупка осуществляется непосредственно на его площадке, а онлайн-ритейлер платит за сделку (сost per action, CPA, или «Заказ на Маркете»).

Процент от сделки

2 % – столько платит «Яндекс.Маркету» онлайн-ритейлер от суммы покупки на его площадке. В будущем комиссия может измениться и станет зависеть от категории товара, уточняет представитель «Яндекс.Маркета» 6 % – минимальная комиссия у Amazon (при продаже персонального компьютера), для большинства товаров она составляет 8% или даже 15%

На программу «Заказ на Маркете» в конце сентября будет переведено около 1,5 млн карточек товаров различных категорий, которые дают площадке около 50% трафика пользователей, уточнил представитель «Яндекс.Маркета». До конца 2016 г., по его словам, на новую модель будут переведены другие товарные категории в Москве, для которых модель СРА применима (т. е. не требующие индивидуального изменения параметров продукта для конкретного покупателя, например как при покупке кухонной мебели. – «Ведомости»). В 2017 г. «Яндекс.Маркет» планирует внедрить программу «Заказ на Маркете» и в других регионах России, рассказал представитель.

Ранее гендиректор «Яндекс.Маркета» Павел Алешин говорил «Ведомостям», что площадка закончила тестировать CPA-модель. В июне число работающих по CPA-модели магазинов на «Яндекс.Маркете» достигло 10% – тогда на них приходилось около 20% дохода самой интернет-площадки (с учетом партнеров, работающих по обеим моделям), уточнял Алешин. На такой принцип работы сервис полностью перевел продавцов часов, электрочайников, мультиварок. «Количество заказов магазинов в экспериментальных категориях не упало. Значит, у перехода на CPA-модель нет негативных последствий для потребителя», – рассуждает представитель «Яндекс.Маркета».

Однако в отличие от часов «бытовая техника и электроника» – одна из главных по доле в российской онлайн-коммерции товарных категорий: в 2015 г. на нее пришлось 32,3% покупок в сети, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли. И не все крупные игроки готовы сделать «Яндекс.Маркет» местом покупки их товаров. Например, крупнейший продавец бытовой техники и электроники в России «М.видео» не собирается работать по CPA-модели: она неинтересна компании, сообщил ее представитель. «Мы предпочитаем самостоятельно вести расчеты с клиентами, это позволяет предложить не только доставку, но и самовывоз из магазина, а также задействовать бонусную программу», – объяснил представитель «М.видео». По его словам, сейчас на трафик с площадки «Яндекс.Маркета» приходится около 5% ежемесячных посещений онлайн-магазина «М.видео».

Переход на новую модель работы потребует серьезной адаптации со стороны магазинов, говорит Алешин, «Яндекс.Маркет» готов к тому, что на старте не все ключевые игроки успеют подключить свои товарные предложения.

Крупный интернет-магазин детских товаров Esky.ru намерен работать с «Яндекс.Маркетом» и по СPA-модели, сообщил гендиректор онлайн-ритейлера Александр Пискунов. Продолжить сотрудничество с «Яндекс.Маркетом» планирует и крупнейший продавец детских товаров в России ГК «Детский мир», говорит представитель ритейлера Надежда Киселева, но пока компания не готова оценить эффективность полного перехода на такую модель.

«Яндекс.Маркет» подходит магазинам без собственной базы клиентов, замечает Пискунов. Стратегия же Esky.ru – минимизировать зависимость от внешних площадок, так как это дорого, рассуждает он, поэтому его компания всегда старается сделать каждого клиента постоянным покупателем.

В подготовке статьи участвовала Полина Гриценко