Аналитики правительства поддержали стивидоров

Эксперты выступили против регулирования услуг в портах, а также перевода расчета тарифов в рублях с нерезидентами
По данным Ассоциации морских портов, перевалка грузов через морские порты за последние 10 лет увеличилась в 1,6 раза до 676,7 млн т/ Д. Абрамов / Ведомости

Аналитический центр при правительстве 19 августа обсудит с представителями органов власти, бизнеса и экспертным сообществом целесообразность регулирования тарифов в российских портах. По результатам круглого стола будут составлены рекомендации и направлены в правительство, рассказал представитель аналитического центра.

"Ведомости" ознакомились с позицией центра (копия аналитической записки есть у «Ведомостей»). Эксперты предлагают все оставить как есть. Сейчас стивидоры самостоятельно устанавливают тарифы, информируя о них ФАС раз в квартал. Служба следит за ценами и в случае необходимости может выдать предписание об их снижении.

В июне служба возбудила дела в отношении Приморского торгового порта и Новороссийского морского торгового порта (входят в группу НМТП, подконтрольную «Сумме» и «Транснефти»), контейнерного терминала Санкт-Петербург, Туапсинского морского торгового порта (входят в UCL Ports Владимира Лисина), Первого контейнерного терминала, Восточной стивидорной компании, «Петролеспорта» (входят в Global Ports), «Агросферы» и Мурманского морского торгового порта (принадлежат «Еврохиму»). Ведомство подозревает, что стивидоры установили высокие цены на перевалку и хранение контейнеров, зерна, нефти и удобрений. Компаниям грозит штраф от 1 до 15% выручки от услуг.

В конце июня руководитель ФАС Игорь Артемьев направил в правительство доклад, где предложил отменить установленные ранее цены на услуги стивидоров и вернуть ценовое регулирование. Чиновники хотят, чтобы стивидоры согласовывали с ними предельную максимальную ставку тарифа. Тариф при этом должен быть номинирован в рублях. Сейчас в большинстве портов тариф рассчитывается в валюте. «Законодательством России не запрещено установление размера денежного обязательства в иностранной валюте», - указывают эксперты аналитического центра. И предлагают устанавливать тарифы для резидентов в рублях, а для нерезидентов - в условных единицах (долларах), уточняя, что в практике ФАС есть факты установления цен в разных валютах для резидентов и нерезидентов, например на услуги, оказываемые аэропортами.

Предлагаемые ФАС меры могут привести к снижению инвестиционной привлекательности портов и терминалов, что, в свою очередь, создаст инвестиционные преимущества для портов сопредельных государств, считают эксперты аналитического центра. Кроме того, снижение доходов стивидоров повлечет снижение налога на прибыль, который стивидоры платят в бюджет регионов. «Транспортной стратегией России предусмотрено к 2020 г. дерегулировать деятельность субъектов естественных монополий в морских портах, оказывающих стивидорные услуги, с сохранением при этом государственного ценового регулирования в отдельных морских портах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», - напоминают в аналитическом центре.

Ранее стивидоры высказывались против регулирования тарифа в порту, они объясняли, что это негативно скажется на инфестициях в порт. Не поддерживал предложения ФАС и Минтранс.

По данным Ассоциации морских портов, перевалка грузов через морские порты за последние 10 лет увеличилась в 1,6 раза до 676,7 млн т. А стратегия развития морской портовой инфраструктуры предполагает увеличение грузооборота в морских портах до 1,01 млрд т к 2030 г.