«Яндекс» хочет монетизировать сервис прогноза погоды

Среди потенциальных клиентов – агрокомпании, ритейл, строители и продавцы лекарств
«Яндекс» хочет монетизировать свой сервис прогноза погоды/ Е. Разумный / Ведомости

«Яндекс» сообщил о запуске коммерческого интерфейса программирования (application programming interface, API) сервиса «Яндекс.Погода». С его помощью любая компания сможет сама разработать соответствующее приложение, чтобы получать оперативную информацию о фактической погоде, прогнозе погоды, климатических нормах и любых других погодных параметрах, сообщил «Яндекс». Впрочем, «Яндекс» готов и сам создать для бизнеса решение на заказ, если клиенту нужны специальные данные или настройки под внутреннюю инфраструктуру, отмечается там же.

Прогноз погоды «Яндекса» строится на основе собственной технологии «Метеум»: она умеет предсказывать погоду с точностью до дома. Компания использует модель на основе программного обеспечения с открытым кодом, которая представляет собой набор формул, описывающих изменения атмосферы. Эта модель обрабатывает как открытые, так и платные данные от наземных метеостанций, спутников, Всемирной метеорологической организации, Росгидромета, Foreca и других источников. Результаты измерений 140 000 раз в день сверяются с фактической погодой, отмечает «Яндекс», в случае повторяющихся расхождений «Метеум» устанавливает закономерности, зависящие от сочетания десятков факторов, что позволяет уточнить расчеты.

Стоимость подключения к API «Яндекс.Погоды» зависит от опций, необходимых заказчику, говорит руководитель продуктов сервиса «Яндекс.Погода» Андрей Усенко, минимальный ежемесячный взнос – 180 000 руб., за это компания-клиент получает по подписке сведения о погоде в текущий момент и на ближайшие 10 дней.

Сколько стоит прогноз

3 миллиарда долларов превышает мировой рынок прогноза погоды без учета клиентских приложений, по данным «Яндекса»

К «Яндексу» уже обратилось «несколько заказчиков из разных сфер», кто хотел бы получать точный прогноз погоды, уверяет Усенко, не называя имен. По его словам, в такого рода данных могут быть заинтересованы аграрии – им важны знания о температурном режиме и уровне осадков в регионе, а также долгосрочные прогнозы погоды для оценки рисков. В торговле прогноз погоды можно использовать, чтобы сыграть на краткосрочном спросе на определенные товары – например, мороженое или зонты, продолжает Усенко, кроме того, анализируя статистику продаж и данные о погоде за определенный период, можно выявлять закономерности в изменениях спроса, строить гипотезы и учиться прогнозировать потребности покупателей в долгосрочной перспективе. Также знания о погоде могут пригодиться и в фармацевтическом и строительном бизнесе, туриндустрии, логистике, перечисляет он.

API «Яндекс.Погоды» потенциально очень интересный инструмент, который можно было бы использовать в будущем для прогнозирования спроса, полагает представитель «Дикси» Антон Пантелеев. Сейчас ритейлер не использует такого рода решения, потому что очень зависит от логистической цепочки – поставщики товаров не успеют быстро среагировать, например, на жару и в считанные часы привезти дополнительную партию мороженого, объясняет он. Краснодарский сельхозкооператив «Знамя Ленина», по словам его председателя Юрия Харамана, пользуется бесплатным сервисом R5.ru, который дает приблизительный прогноз на ближайшие шесть дней и более точный – на 2–3 дня. «Для нас главное – получать информацию о температуре воздуха, ветре и дожде, недостатка таких данных сейчас нет», – добавил он.