Сечин предлагает построить на Дальнем Востоке металлургический завод

Предприятие должно обеспечить нужды судоверфи «Звезда» в судостроительном прокате
Проекту «Звезда» нужен новый металлургический завод, считает главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин/ TACC

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин попросил президента Владимира Путина на совещании во Владивостоке поддержать идею строительства «металлообрабатывающего и металлопроизводящего комплекса» для обеспечения нужд судоверфи «Звезда» (потребление металла – 330 000 т в год, здесь и далее цитаты по kremlin.ru).

Судоверфь «Звезда» входит в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, 25% предприятия принадлежит Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), 75% – «Современным технологиям судостроения», по 50% в которых владеют Газпромбанк и «Роснефть». Операционное управление предприятием сейчас полностью осуществляет «Роснефть», поясняет источник, близкий к одному из акционеров «Звезды». Представитель ОСК отказался от комментариев. Представитель Газпромбанка на запрос «Ведомостей» не ответил.

Экономический смысл на Дальнем Востоке есть лишь у строительства металлопрокатных мощностей, считает аналитик БКС Олег Петропавловский. Для судостроения используются листы 10–200 мм, для их производства нужны широкие слябы. Ближайший их производитель – ЗСМК (принадлежит Evraz, от Новокузнецка, где он расположен, до Владивостока около 5000 км). Для предприятия партнерство с «Роснефтью» могло бы быть выгодным: позволило бы обеспечить стабильный спрос на 25% продукции меткомбината, обосновывает Петропавловский. Представитель Evraz на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представители НЛМК, ММК и «Северстали» отказались от комментариев. Представитель «Мечела» сказал, что компания не ведет переговоров с «Роснефтью».

«Наше предложение состоит в том, чтобы закупить сталепрокатный комплекс. Мы поиск такого комплекса проводим, уже есть варианты приобретения, с последующим прокатом стального листа необходимого формата именно здесь», – отметил Сечин. Какая мощность должна быть у завода рядом со «Звездой» – Сечин не уточнил.

Строительство комплекса может снизить себестоимость производства судов, отмечает Сечин. Сварка малоразмерных листов стали в процессе судостроения «категорически плохо влияет на себестоимость производства судов – это удорожание в размере до 50% в цене корпуса и до 10% в целом по готовому изделию. 10% на рынке – это очень серьезный задел, который снижает конкурентоспособность», отметил он.

С кем конкретно существуют договоренности на поставку оборудования и кто будет поставлять сырье для прокатного стана, а также будет ли это производство полного цикла, с плавильными мощностями, или нет – Сечин не уточнил, а представитель «Роснефти» отказался от комментариев.

Место для завода

Сечин предлагает построить металлургическое предприятие в 100 км от «Звезды», рядом с городом Большой Камень. «Соответствующее обращение мы подготовили. Нам необходима небольшая помощь, поддержка по оформлению этой земли – примерно до 400 га», – отметил он. Путин с предложением Сечина согласился, решение вопроса он доверил вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

За счет строительства металлургического производства «удастся существенно повысить экономическую эффективность предприятия», считает «Роснефть». Источник, близкий к компании, отмечает, что «Роснефть» провела предварительные переговоры с потенциальными партнерами по проекту. Интерес есть, но пока говорить о форматах сотрудничества и о финансовых параметрах проекта преждевременно.

Покупка и запуск сталепрокатного комплекса могут обойтись «Роснефти» примерно в $300 млн или дешевле с учетом малого количества заказов со стороны металлургов, говорит Петропавловский. Если строить завод полного цикла, вместе с плавильными мощностями, то остро встанет вопрос покупки сырья (коксующийся уголь и железная руда), его придется закупать по рыночным ценам, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. При этом в регионе сильна конкуренция с китайскими, корейскими и японскими сталеварами. Например, комсомольский «Амурметалл» подобную конкуренцию не выдержал и с 2013 г. находится в стадии конкурсного управления, отмечает эксперт. Строительство металлургического предприятия полного цикла очень затратно и займет много времени, считает Петропавловский.