«Алроса» создала Евразийский алмазный центр

С его помощью она рассчитывает удвоить продажи в Индии и Китае
«Алроса» будет продавать алмазы по-новому/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

«Алроса» планирует к 2018 г. удвоить продажи алмазов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) благодаря открытию Евразийского алмазного центра в Свободном порту Владивостока, говорится в материалах компании. На первом этапе продажи алмазов через Евразийский алмазный центр составят $7 млн в месяц, но в перспективе могут достичь $14–16 млн, рассказал вице-президент «Алросы» Юрий Окоемов. К 2018 г. «Алроса» рассчитывает, что через владивостокский центр будет продаваться камней на $1 млрд. Оборот биржи в Гонконге, специализирующейся на бриллиантах, – $30–35 млрд.

В 2015 г. «Алроса» продала в Китай и Индию алмазов на $745 млн – это 21,6% проданных компанией алмазов.

Евразийский алмазный центр – это комплекс ограночных предприятий, инфраструктурных объектов, выставочных залов и офисов, а также таможенных постов и предприятий Гохрана, который позволит ускорить совершение сделок купли-продажи алмазов и бриллиантов. Помогут правила функционирования Свободного порта Владивостока: облегченный таможенный и визовый режимы, объясняет президент «Алросы» Андрей Жарков. Он рассчитывает, что компания будет продавать здесь алмазы, сейчас продающиеся на спотовом рынке, а также заключать долгосрочные контракты. Более удобное размещение алмазного центра по отношению к рынкам сбыта позволит привлечь и новых покупателей из стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), считает Жарков.

«Алроса» не будет единственным резидентом центра, хотя компания и участвовала в его создании, подчеркивает Жарков. Разместить здесь ограночное предприятие может индийская KGK Diamonds – ее российская структура «С.Д.Даймонд» подписала меморандум о создании во Владивостоке ограночного предприятия. «Алроса» тоже может разместить в центре ограночное производство – например, предложив переезд специалистам одного из своих гранильных предприятий – орловского «Кристалла», который проходит процедуру банкротства. Вопрос подготовки кадров для ограночных предприятий, которые разместятся в Евразийском алмазном центре, – одна из важных задач, говорит Жарков. Но резиденты центра могут заключить контракты с местными ПТУ на подготовку специалистов, допускает он.

Алмазный аукцион

В субботу «Алроса» подвела итоги тендера на 19 алмазов общей массой 1098 карат начальной стоимостью $9,5 млн и 28 бриллиантов массой более пяти карат (18 камней были фантазийными) начальной стоимостью $2,8 млн. Все алмазы проданы в итоге за $14,6 млн, а бриллианты – за $3,6 млн.

Евразийский алмазный центр, по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит московской компании ТБСС, которой владеют Сергей Хиряков (85,5%) и Нина Миронова (13,5%). На сайте ТБСС говорится, что компания – лидер в области транспортно-логистических услуг. В «Шереметьево» у нее есть склад временного хранения. Получить комментарии ТБСС не удалось.

В материалах «Алросы» указано, что инвестиции в создание Евразийского алмазного центра могут составить 450 млн руб.

В регионе нет серьезной алмазной биржи и площадка может получить международный статус, полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. При этом именно на Дальнем Востоке – в Якутии – сосредоточена почти треть российских огранщиков, которые будут консолидироваться вокруг центра, полагает Худалов. Это позволит занять перспективную, но пока свободную нишу: потенциальные конкуренты в огранке – Израиль, Индия и Ближний Восток – ориентированы на другие рынки, говорит Худалов. Китай считается наиболее перспективным рынком для отрасли, поэтому создание алмазного центра с фокусом на Азиатский регион имеет смысл, подтверждает старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Однако конкурировать с Бельгией в торговле камнями и с Индией в огранке будет очень непросто, говорит он.

В 2016 г. потребление бриллиантов в Китае и Гонконге растет на 2,5%, отмечается в обзоре Bain.

Сейчас в структуре продаж «Алросы» 17% приходится на Индию, менее 5% – на Китай и ЮВА, говорит Худалов. Создание центра позволит в перспективе значительно увеличить продажи более дорогих ограненных камней на рынки Южной Кореи, Японии и Китая. По оценкам Худалова, в течение пяти лет доля продаж на АТР сравняется с поставками в Индию, доля выручки от реализации бриллиантов в Китай достигнет 10–15%.