Украинский «Антонов» грозится приостановить эксплуатацию «Русланов»

Крупнейший эксплуатант самолетов – «Волга-Днепр»
Украинский «Антонов» грозится остановить эксплуатацию самолетов «Руслан» авиакомпанией «Волга-Днепр»/ С.Николаев/ Ведомости

Наша компания, как разработчик, имеет право поставить вопрос о запретах на полеты самолетов «Ан», которые эксплуатируются в России. Компании, эксплуатирующие «Ан» в России, пытаются уйти от сервиса «Антонова» и эти функции переложить на российские компании, в частности на «Ильюшин» [входит в ОАК]», – рассказал на пресс-конференции гендиректор госпредприятия «Антонов» Александр Коцюба (цитата по ТАСС). Речь идет прежде всего о самолетах Ан-124-100 «Руслан», пояснил представитель «Антонова».

«Руслан» – самый большой серийный грузовой самолет в мире, его грузоподъемность – 120 т. Крупнейший гражданский эксплуатант «Русланов» в мире – российская «Волга-Днепр» (11 шт.), на втором месте – сам «Антонов» (7 шт.), рассказал представитель «Антонова». Еще 11 «Русланов» в Минобороны России, говорит источник в ведомстве.

«Проходить техобслуживание «Руслан» может и у других организаций, но продлевать летный ресурс может только разработчик. «Антонов» не отказывается от этого, но если «Волга-Днепр» прекратит сотрудничество с «Антоновым», то по истечении ресурса «Русланов» мы сообщим об этом в Росавиацию и она обязана будет приостановить их эксплуатацию», – продолжает представитель «Антонова». Но о таком намерении компании неизвестно, добавляет он. Представитель «Волга-Днепр» на запрос не ответил.

Угроза вполне реальна, говорят топ-менеджеры по техобслуживанию двух авиакомпаний. «Советские разработчики авиатехники устанавливали назначенный ресурс (у «Руслана» 50 000 летных часов), который потом раз в один-три года продлевается, по сути, за деньги выписывается бумага. Такого нет ни у Airbus, ни у Boeing, ресурс не имеет отношения к техническому состоянию судна», – говорит один собеседник. Но требования к летной годности устанавливает разработчик и им, даже не соответствующим мировым практикам, должны следовать все авиавласти мира, говорят оба собеседника. Даже если Росавиация не остановит такой самолет, его не примут в других странах, уверены они.

«Непродление ресурса действительно будет проблемой. В прошлом году несколько «Русланов» «Волга-Днепр» по этой причине уже оказывались на земле, но экономические интересы «Антонова» возобладали над политическим противостоянием двух стран, тогда проблему удалось решить», – рассказывает советник по России и СНГ International Aerospace Law & Policy Group Артур Эберг. Представитель Росавиации тему не комментирует.