Статья опубликована в № 4157 от 09.09.2016 под заголовком: Европа встала на защиту газа

Франция не хочет лишаться газового суверенитета

Ее сенат против идеи дать Еврокомиссии право контролировать условия межправительственных соглашений по поставкам газа

Несколько государств Евросоюза критикуют законопроект, который дает возможность Брюсселю контролировать условия межправительственных соглашений по газу с третьими странами, включая Россию. Участие Еврокомиссии в экспертизе проектов межправсоглашений и переговорах поставит под вопрос ответственность государств в этой сфере, говорится в письме французского сената в Европарламент, передало Interfax Natural Gas Daily. Похожие опасения есть у Австрии, Португалии и Мальты.

Сейчас Еврокомиссия может знакомиться с межправсоглашениями по энергетике лишь постфактум. Предложение сделать ее третьей стороной в переговорах о поставках газа в июне одобрил Совет Европейского союза (ЕС). Если Европарламент его одобрит, страны ЕС должны будут сообщать Еврокомиссии о планах начать переговоры в сфере энергетики и – регулярно – об их процессе. Изменение правил – часть «Пакета по энергобезопасности», представленного Еврокомиссией в феврале. Межправсоглашения часто являются основой для коммерческих контрактов, в случае с трубопроводными поставками они, как правило, определяют основные параметры договора, уточняет Interfax Natural Gas Daily.

Предложение Еврокомиссии встретило заметное сопротивление в Совете ЕС – он принял его, сильно смягчив и оставив возможность контролировать межправсоглашения до подписания только для обязывающих соглашений по газу, сообщила 5 сентября пресс-служба Комитета Европарламента по вопросам промышленности, исследований и энергетики. Уже сейчас к законопроекту подана 231 поправка. Многие из них направлены на ограничение полномочий Еврокомиссии.

Комитет рассмотрит законопроект 13 октября. «Думаю, большинство [членов Европарламента] – за предварительный контроль, и не только международных соглашений в строгом смысле – между государствами, но также коммерческих соглашений [основанных] на межправительственных договоренностях», – цитирует Interfax Natural Gas Daily депутата Европарламента Здзислава Краснодебски. Но чтобы стать законом, проект должен получить одобрение парламента и Совета ЕС. «Вопросы антимонопольной тематики, в том числе в нефтегазовой сфере, отнесены более к компетенции Совета ЕС», – уточняет управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. Совет ЕС формируется по принципу «по одному министру от каждого из 28 государств – членов ЕС», решения принимаются квалифицированным большинством.

«Некоторые из западных стран ЕС могут не увидеть логики в предварительном обзоре соглашений, поскольку они и так соответствуют законам Евросоюза. Они не хотят лишаться права вести переговоры без участия Брюсселя», – считает директор Energy Climate House при Centre for European Policy Studies Кристиан Эберхофер. Возражения по законопроекту отражают продолжение спора внутри Европы о сферах контроля ЕС и суверенитете отдельных государств, считает старший аналитик Interfax Europe Питер Стюарт. После решения Великобритании о выходе из Евросоюза ЕС очень внимательно относится к вопросам, которые могут потенциально разделить станы-участницы, говорит он.

Контроль межправсоглашений до подписания вряд ли отразится на стоимости российского газа для Франции и Австрии, полагает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Ведь цены определяются контрактами между «Газпромом» и покупателями. В конечном счете государственные органы могут довольно точно определить условия любого контракта через таможенные данные, добавляет директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Предварительное ознакомление с межправсоглашениями лишь усложнит и удлинит газовые переговоры, заключает он.

Представители Еврокомиссии, парламентов Франции, Португалии и Австрии не ответили на запросы «Ведомостей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать