Энергетические гиганты делают ставку на газ

Они создают новые рынки, а Shell экспериментирует с СПГ-заправками

Крупнейшие нефтяные компании стали уделять больше внимания работе с природным газом. Они ждут, что в ближайшие 20 лет спрос на него в мире будет расти быстрее, чем на остальные виды ископаемого топлива. Отчасти это связано с ужесточением экологических стандартов по всему миру, которые дают газу преимущество перед нефтью и углем. Поэтому они хотят обеспечить себе рыночную долю.

Сейчас на долю природного газа приходится примерно половина производства крупнейших нефтяных компаний, и ожидается, что в ближайшие годы она только увеличится. Так, французская Total планирует к концу десятилетия увеличить мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ) на 50%. А британская BP ожидает, что за тот же период доля газа в ее производстве вырастет с 44% до примерно 60%. По оценкам итальянской Eni, на газ придется около 70% ресурсов, которые она сможет добыть на новых проектах к концу 2020 г.

Но Royal Dutch Shell активнее конкурентов работает над созданием рынка СПГ как транспортного топлива. У нее уже есть специальные заправки, в том числе в портовой зоне Валхафен в Роттердаме, где грузовики могут заправиться газом. Поглощение BG Group примерно за $50 млрд ранее в этом году сделало газ важнейшей частью бизнеса Shell. Благодаря сделке компания также стала крупнейшим независимым производителем и продавцом СПГ, который можно транспортировать морским путем, как нефть.

Несмотря на оптимистичные прогнозы компаний, они делают ставку на газ в непростое для рынка время. Цены на газ связаны с ценами на нефть, которые рухнули в последние два года. Также рынок СПГ уже страдает от избытка предложения, и его поставки еще вырастут. По прогнозам Bank of America Merrill Lynch, новые СПГ-проекты в Австралии и США увеличат производственные мощности еще на 135 млн т в год к 2020 г., т. е. глобальное предложение вырастет на 50%. Между тем спрос на таких традиционных рынках, как Япония и Южная Корея, не растет или даже снижается на фоне экономических проблем.

Такие проблемы заставляют Shell и ее конкурентов менять бизнес-модели. Поэтому они не просто сосредоточены на добыче газа и его продаже клиентам по долгосрочным контрактам, как делали это много лет. Вместо этого энергетические гиганты стремятся создать новые рынки газа, инвестируя в терминалы для импорта СПГ и другую необходимую инфраструктуру. В целом их подход похож на стратегию их нефтяных подразделений, которые ищут нефть, добывают и перерабатывают ее, а затем продают потребителям на АЗС. «Им необходимо стать изобретательнее, чтобы создать спрос, – говорит старший аналитик Bernstein Research Нил Беверидж. – В условиях избытка предложения побеждает тот, у кого уже есть позиция на рынке».

Total ведет переговоры с Кот-д'Ивуар, Марокко, Индонезией и другими странами о создании инфраструктуры для импорта СПГ. Этому способствуют новые технологии, которые позволяют развивающимся странам выходить на рынок с гораздо меньшими затратами. В некоторых случаях Total даже думает об инвестициях в электростанции, чтобы стимулировать спрос в новых регионах. «Сейчас много инноваций – технических, коммерческих и изменений в бизнес-моделях, – утверждает руководитель газового подразделения Total Лоран Вивье. – Сейчас открыто окно невероятных возможностей».

Shell активно занялась лоббированием в правительствах разных стран экологических преимуществ природного газа перед углем и нефтью. Компания тесно сотрудничала с Иорданией в разработке планов по строительству новой инфраструктуры для импорта СПГ. Когда в 2015 г. в Иордании открылся СПГ-терминал, Shell стала основным поставщиком. В августе компания подписала соглашение о поставке СПГ в Гибралтар, которое включает и строительство инфраструктуры.

Интерес Shell к Иордании подчеркивает роль развивающихся стран в росте спроса на газ, так как им требуется дешевое топливо. В этом году основными драйверами спроса на СПГ были Иордания, Пакистан и Египет. По прогнозам Wood Mackenzie, новые импортеры СПГ увеличат мировой спрос на 16%, или на 40 млн т в год. «Произошел сдвиг парадигмы, – говорит Фрэнк Харрис из Wood Mackenzie про интерес к развивающимся рынкам. – Еще три года назад компании были готовы уступить конкурентам целый ряд развивающихся стран».

Shell стремится не только расширить свой бизнес географически, но и пытается занять место на рождающемся рынке СПГ как транспортного топлива. Сейчас у нее есть заправочные СПГ-станции для грузовиков в США и Нидерландах. Правда, в этом году ей пришлось закрыть две такие заправки в Канаде, во многом из-за слабого спроса. Но компания заявляет, что по-прежнему видит в этой технологии большие возможности.

Shell также нацелена на рынок морских перевозок в надежде, что ожидаемое ужесточение экологических стандартов заставит больше грузоперевозчиков перейти на использование СПГ в качестве топлива. Кроме того, Shell планирует управлять работающими на СПГ баржами в Роттердаме и заправлять корабли с грузовиков в Сингапуре к 2018 г. В этом году Shell подписала соглашение с Carnival о поставке СПГ в некоторые порты для заправки двух ее круизных лайнеров. К концу 2020 г. Shell намерена создать почти глобальную сеть поставок СПГ-топлива кораблям.

Но у роста рынка СПГ как транспортного топлива есть серьезное препятствие – нехватка инфраструктуры в портах и на дорогах. На его преодоление потребуется время, признает Мартен Ветселар, который руководит соответствующими подразделениями Shell. Но освоение потенциальных рынков станет «большой наградой» за приложенные усилия, уверен он.

Перевел Алексей Невельский

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать