«Биннофарм», принадлежащий АФК «Система», нацелился на рынок безрецептурных препаратов

Компания купила производителя противовирусного кипферона
Производитель лекарств «Биннофарм», принадлежащий АФК «Система», нацелился на рынок безрецептурных препаратов/ М. Стулов/ Ведомости

Производитель лекарств «Биннофарм», как рассказал его представитель, приобрел фармацевтическую компанию «Алфарм». Совладелец «Алфарма» Вячеслав Решетник подтвердил информацию, отказавшись от других комментариев. «Алфарм» производит два препарата: противовирусный кипферон и простопин, применяемый в том числе при лечении геморроя и простатита.

Кипферон – четвертый по продаваемости иммуномодулятор в форме суппозитория (свечей) на основе интерферона, рынок которых оценивается примерно в 3 млрд руб., отмечает представитель «Биннофарма». В 2015 г. продано 832 988 упаковок кипферона на 481 млн руб., ссылается он на данные DSM Group. Простопин ранее активно не продвигался и имеет значительный потенциал наращивания рыночной доли, продолжает представитель «Биннофарма». В 2015 г. продано 28 679 упаковок этого препарата почти на 14 млн руб., согласно DSM Group.

В 2013 г. «Алфарм» анонсировал планы по строительству завода в Зеленограде. Разрешения, полученные на строительство, в периметр сделки включены не были, говорит представитель «Биннофарма».

Что такое «Биннофарм»

Основной акционер «Биннофарма» с 74%-ным пакетом – АФК «Система», еще 26% – у «Зенитко финанс менеджмента». Выручка «Биннофарма» в III квартале 2016 г. сократилась почти на 4% год к году до 295 млн руб., операционная прибыль до вычета основных средств и амортизации нематериальных активов (OIBDA) составила 11 млн руб. против убытка в 67 млн руб. годом ранее.

«Биннофарм», по словам его представителя, приобрел «Алфарм» у физических лиц, его основателей (их имена он не называет). С 8 ноября 2016 г. производитель лекарственных препаратов «Алфарм» через одноименное ООО принадлежит Андрею Алешкину, Михаилу Вдовиченко, Игорю Жакевичу, Владимиру Мишкову, Решетнику (у каждого по 16,7%), а также Александру Анисимову (16,5%), согласно ЕГРЮЛ. Выручка «Алфарма» в 2015 г. составила 392 млн руб. (-5% год к году), чистая прибыль – 82,9 млн руб. (-26%), по данным «СПАРК-Интерфакса».

Сумму сделки партнеры не раскрывают. Она могла составить до 500 млн руб., срок окупаемости – 2,5–3 года, считает Давид Мелик-Гусейнов, директор ГБУ «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента» департамента здравоохранения Москвы. Представитель «Биннофарма» говорит, что сделка профинансирована за счет собственных и заемных средств.

Кроме того, в конце ноября «Биннофарм» подписал соглашение с немецкой Medice, по которому стал ее эксклюзивным представителем: российский производитель будет продавать четыре ее препарата. В результате двух сделок портфель препаратов, которые промоутирует «Биннофарм», вырастет до 14. У «Биннофарма» хороший завод, поэтому его задача – расширение портфеля, говорит Мелик-Гусейнов.

Сделки с «Алфармом» и Medice позволят «Биннофарму» выйти на рынок безрецептурных препаратов, объясняет представитель последнего. Безрецептурный сегмент в деньгах – это 37% от общего объема фармрынка (1,26 трлн руб.), в упаковках – 57% (5,1 млрд шт.), свидетельствуют данные DSM Group. До 2015 г. «Биннофарм» продавал лекарства только в госсегменте, рассказывает представитель компании, а с появлением в 2015 г. полноценной коммерческой структуры и штата медицинских представителей вышел на коммерческий рынок с несколькими рецептурными препаратами. На коммерческом рынке и на рынке госзакупок разные способы продвижения лекарств: для работы на рынке госзакупок нужен большой штат медицинских представителей с хорошим медицинским образованием, на коммерческом основа – это реклама, а медпредставители нужны для выстраивания отношений с аптеками, говорит Мелик-Гусейнов.

Усиление присутствия в коммерческом сегменте рынка – ключевая задача долгосрочной стратегии развития «Биннофарма», сделки направлены на ее решение, говорит представитель компании. В основе стратегии «Биннофарма», одобренной АФК «Система» в 2015 г., идея создания «удобных» лекарств, т. е. у них должны быть дополнительные преимущества или удобства для пациента (пролонгированные дозировки, новые формы выпуска, введения, комбинации действующих веществ и т. д.), рассказывает представитель «Биннофарма». Так пациенты смогут реже принимать лекарства, избежать сложных схем лечения и одновременного приема нескольких лекарств, объясняет он. По его словам, сейчас в разработке у «Биннофарма» 26 таких препаратов, в 2016 г. на регистрацию подано четыре досье. В 2017 г. планируется вывести на рынок не менее восьми новых дженериков и один оригинальный препарат, в 2018–2020 гг. – оригинальные лекарства, говорит он.