Грузооборот петербургского порта в ноябре вырос впервые в этом году

Это следствие потребительского оптимизма перед новогодними праздниками
В ноябре впервые за год вырос грузооборот порта Санкт-Петербург/ Е. Разумный / Ведомости

По итогам года оборот в портах вырастет на 2–3%, говорит Безбородов. В новогодний период и в начале января 2017 г. у большинства участников ВЭД прогнозируется очень мало отгрузок, подтверждает Суховерша. Порт Санкт-Петербурга за последние два года потерял больше 55% перевалки наливных грузов, частичное восстановление может быть связано с контрактом Петербургского нефтяного терминала с «Роснефтью» на перевалку в 2017–2019 гг. 4,9 млн т нефтепродуктов, уточняет Бурмистров.

За 11 месяцев 2016 г. порты Петербурга и Ленобласти перевалили 204,8 млн т грузов, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из материалов ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». В ноябре их оборот вырос на 5% до 18,8 млн т. Это самый существенный рост по итогам месяца с апреля.

Обработка грузов в порту Усть-Луга в ноябре увеличилась на 14% благодаря нефти и нефтепродуктам, в Выборге – на 23% из-за кокса и минеральных удобрений, в Высоцке – на 20% за счет угля и кокса. В порту Приморск она снизилась на 9%. Впервые за год по результатам одного месяца выросла перевалка в порту Санкт-Петербург (на 1% до 3,94 млн т). Причина – контейнерооборот, на который приходится 90% импорта, увеличился на 9% до 149 562 TEU. На рынке можно наблюдать потребительский оптимизм, к концу года клиенты успокоились, поверили в стабилизацию экономической ситуации и не стали снижать предновогодние заказы, объясняет гендиректор Infranews Алексей Безбородов. По его словам, возросшее потребление вытянуло грузооборот порта Санкт-Петербург.

В этом году не было скачка валют, из-за которого многие пересматривали свои контракты в ноябре – декабре прошлого года, говорит заместитель гендиректора ГК «Балтика-транс» Ирина Капитанова. Клиенты заранее готовятся к новогоднему ажиотажу и привозят товар, чтобы исключить форс-мажор, уточняет она. На рынке уже не хватает автотранспорта, перевозчики поднимают цены на 10–20%, говорит Капитанова. «Балтика-транс» работает с торговыми сетями, благодаря расширению клиентской сети грузооборот группы по сегменту «фреш» в ноябре – декабре вырос на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, общий грузооборот также показывает рост, добавляет она.

Контейнерные перевозки через порт Санкт-Петербург в FM Logistic в 2016 г. выросли на 15%, говорит руководитель направления мультимодальных перевозок Дмитрий Суховерша. Свою роль в росте грузопотока в ноябре сыграл ранний китайский Новый год, который приходится в 2017 г. на 28 января, объясняет он: «Большинство китайских производителей постарались отгрузиться в октябре – ноябре, поскольку в РФ рабочими будут только последние три недели января 2017 г., а в Китае – первые три недели». С ним согласен руководитель представительства Asia Import Group в Москве Владимир Коновалов: «Празднование китайского Нового года пройдет с 28 января до 11 февраля, но работники китайских фабрик стараются уехать домой пораньше, соответственно, и Новый год длится у них почти целый месяц». На рост грузопотока в ноябре повлияли также общая тенденция к оздоровлению рынка потребительских товаров, улучшение делового климата в связи со снижением курса доллара и юаня, говорит Коновалов. В Asia Import Group количество поставок контейнеров с генеральными грузами в ноябре снизилось на 20%, поставки сборных грузов выросли на 35% по отношению к предыдущему месяцу.

Рост контейнерного оборота связан с укреплением рубля и усилением активности банков на рынке потребительского кредитования, которое стимулирует покупку товаров длительного пользования и рост импорта в преддверии предновогоднего пика спроса, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, в декабре 2016 г. позитивная динамика контейнерного оборота сохранится.