Сетевым компаниям доплатят за «последнюю милю»

Минэнерго ищет способ компенсировать сетевым компаниям выпадающие доходы из-за отмены «последней мили»
Договоры «последней мили» появились в середине 2000-х гг. после создания ФСК, которая стала управлять магистральными электросетями/ Е. Егоров/ Ведомости

Минэнерго занялось поисками путей компенсации сетевым компаниям выпадающих доходов из-за отмены «последней мили». Уведомление об этом опубликовано на портале regulation.gov. Минэнерго в конце 2016 г. направило предложения в правительство и теперь ждет решения, какие будут приняты, сказал представитель Минэнерго. Что это за предложения, он говорить отказался.

Одной из мер может стать компенсация остатка выпадающих доходов за 2016 г. за счет собственных средств «Россетей», в том числе дивидендов от дочерних компаний, писал министр энергетики Александр Новак в правительство («Ведомости» ознакомились с текстом письма от 30 декабря). Чтобы компенсировать сетевым компаниям выпадающие доходы за 2017 г., можно дополнительно увеличить тарифы до 2020 г., продлить до 2020 г. перекрестное субсидирование, ввести до 2020 г. дифференцированный тариф в зависимости от категории потребителей или ограничить с 2018 г. заключение прямых договоров с ФСК, перечислено в письме.

Проблема «последней мили» до конца не решена в 14 регионах, сообщает Минэнерго. По его оценке, в 2016 г. выпадающие доходы территориальных сетевых организаций (ТСО) из-за ее отмены были около 18 млрд руб. Повышение тарифов сверх нормы и перекрестное субсидирование – самый эффективный способ компенсировать ТСО выпадающие доходы, отмечает Минэнерго, в 2016 г. их удалось снизить до 7,8 млрд руб.

Но с июля 2017 г. компенсация за счет перекрестного субсидирования полностью прекратится. В конце прошлого года ФАС выступила за ограничение права регионов превышать установленный правительством уровень индексации сетевых тарифов – 3% в 2017–2020 гг. Таким образом размер выпадающих доходов ТСО (13,5 млрд руб. в 2017 г.) удастся лишь снизить до 10,4 млрд руб.

За последние годы Минэнерго достигло больших успехов в компенсации потерь, за 2013 г. они оценивались в 40 млрд руб., отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. В конце 2016 г. замминистра энергетики Вячеслав Кравченко отмечал, что из-за отказа от «последней мили» сетевые компании в 15 регионах оказались в тяжелой ситуации (слова по «Интерфаксу»). Ведь на них ложится дополнительная нагрузка в виде льготного техприсоединения. Такой подход не совсем справедливый, говорил Кравченко.

Договоры «последней мили» появились в середине 2000-х гг. после создания ФСК, которая стала управлять магистральными электросетями. Это была временная мера, пока не будет создана новая тарифная система. Договоры «последней мили» позволили распредсетевым компаниям брать в аренду «последние мили» магистральных сетей. Из-за этого промышленные потребители, напрямую подключенные к магистральным сетям, были вынуждены оплачивать энергию по более дорогим тарифам МРСК. Тариф для них в среднем вырос на 25%, вспоминает Порохова. После возврата к прямым договорам с ФСК платеж потребителей с 2013 г. снизился на 51 млрд руб.

После реформы РАО «ЕЭС России» потребители начали опротестовывать такие договоры и уходить от МРСК. Решение об отмене «последней мили» было принято в 2013 г. после нескольких успешных судебных разбирательств промышленных потребителей с распределительными компаниями. Было определено 20 регионов, где «последняя миля» будет отменена в 2017 г. В четырех самых сложных регионах (Бурятия, Забайкальский край, Еврейская автономная и Амурская области) срок был продлен до 2029 г.

Для решения проблемы «последней мили» можно использовать механизм, разработанный для сокращения тарифов на Дальнем Востоке, – снижение цен будут оплачивать все потребители обеих ценовых зон, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Но скорее всего будет принято самое простое решение – в очередной раз продлить срок действия «последней мили», скептичен эксперт.

Чтобы решить проблему, нужно справедливо распределить перекрестное субсидирование между клиентами распределительных и магистральных сетевых компаний – это позволит снять часть нагрузки с потребителей малого и среднего бизнеса, говорит представитель «Россетей». Представитель Ассоциации ТСО от комментариев отказался.

Пересмотр условий ликвидации «последней мили» означает рост финансовой нагрузки на промышленность и не согласуется с заявлениями сетевых компаний об успехах в повышении собственной эффективности и оптимизации издержек, недоволен директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев.