Орешкин в «Газпроме» последит за инвестпрограммой

Новый министр экономического развития может сменить арестованного предшественника Алексея Улюкаева в совете директоров «Газпрома»
Совет директоров «Газпрома» может остаться почти в прежнем составе/ Сергей Портер/ Ведомости

Сейчас совет директоров «Газпрома» состоит из 11 человек, в него входят спецпредставитель президента Виктор Зубков, предправления «Газпрома» Алексей Миллер, его заместители Виталий Маркелов и Михаил Середа, предправления Газпромбанка Андрей Акимов, министр энергетики Александр Новак и предправления Россельхозбанка Дмитрий Патрушев, независимые директора Тимур Кулибаев, Виктор Мартынов и Владимир Мау. Один из собеседников «Ведомостей» говорит, что все остальные директора будут номинированы вновь. Подтвердить это не удалось.

Министр экономического развития Максим Орешкин может быть номинирован в совет директоров «Газпрома», рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника и человек, близкий к акционерам «Газпрома». Сейчас Росимущество составляет списки кандидатов в советы директоров госкомпаний, напоминает представитель ведомства, потом кандидатуры будут обсуждаться в администрации президента, после чего решение вынесет правительство. Срок выдвижения кандидатов в совет директоров «Газпрома» истекает во вторник.

Представители Минэкономразвития, Росимущества и «Газпрома» отказались от комментариев. Представитель премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова сказала, что списков кандидатов в советы директоров еще не видела (см. врез).

Списков не будет

Финальных списков кандидатов от Росимущества в советы директоров госкомпаний пока нет. В этом году в отличие от прошлых лет они публиковаться не будут, говорит представитель Росимущества. Пока стало известно только об одном новом неожиданном кандидате: покинувший пост гендиректора «Башнефти» в октябре 2016 г. Александр Корсик может быть номинирован в качестве независимого директора в «Транснефти».

Орешкин заменит в «Газпроме» своего предшественника на посту министра экономического развития Алексея Улюкаева. Улюкаев был арестован 14 ноября вечером в офисе «Роснефти». С 15 ноября 2016 г. совет директоров «Газпрома» собирался более 10 раз. Но совет редко собирается в полном составе – чаще всего в заседаниях участвует от 8 до 10 человек, следует из раскрытий «Газпрома».

Правительство впервые номинировало Улюкаева в совет директоров «Газпрома» в январе 2016 г., хотя возвратить чиновников в советы директоров президент Владимир Путин решил еще в конце 2014 г. Улюкаев сам очень хотел войти в совет директоров «Газпрома», чтобы лучше понимать его инвестпрограмму, рассказывали знакомые экс-министра. Правительству важно иметь двух чиновников именно в совете «Газпрома», в том числе министра экономического развития, объясняет один из чиновников. «Газпром» – одна из самых закрытых компаний как для инвесторов, так и для чиновников, жаловался чиновник Росимущества. Долгосрочная программа развития «Газпрома», как и «Роснефти», обсуждалась в правительстве в особом режиме – без привлечения экспертов.

У «Газпрома» обширная инвестпрограмма: только на три стройки – газопроводы «Сила Сибири», «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» – в 2017 г. «Газпром» может потратить 4,6 млрд евро, подсчитали «Ведомости». На этом основании концерн просит для себя послаблений – например, в прошлом году он заплатил дивиденды в размере 24% чистой прибыли по МСФО (186,8 млрд руб.), несмотря на то что правительство постановило платить 50% от чистой прибыли по РСБУ или МСФО в зависимости от того, какая из величин больше. «Газпром», у которого тогда выросла налоговая нагрузка, поддержал Улюкаев. Теперь «Газпром» вновь сопротивляется желанию Минфина продлить норму о повышенных дивидендах, рассказывают чиновники Минфина и Росимущества. Позиция Орешкина пока непонятна.

На открытость компании или на более полное раскрытие инвестпрограммы «Газпрома» назначение Орешкина в совет директоров «Газпрома» повлияет не сильно, считает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Как правило, представители правительства в советах директоров госкомпаний слишком расходятся во мнениях с топ-менеджментом, отмечает он.