Проекты на Дальнем Востоке должны получать поддержку выборочно, считают потребители энергии

Средства на это можно получить не только за счет тарифа, но и за счет дивидендов госкомпаний
Снизить тарифы поможет и использование внутренних резервов «РАО ЭС Востока»/ РАО ЭС Востока

В конце 2016 г. президент Владимир Путин подписал закон о снижении энерготарифов на Дальнем Востоке. Сделать это предполагается за счет надбавки к цене на мощность для промышленных потребителей ценовых зон Европы и Сибири. Распоряжаться собранными средствами будет «Русгидро». В 2017–2019 гг. компания сможет получить 29,5 млрд руб., приводила расчеты ФАС. Надбавка к цене на мощность в первой и второй ценовых зонах может оказаться даже выше – 30–46 млрд руб., считает Сообщество потребителей энергии. Об этом в письме от 21 декабря 2016 г. премьер-министру Дмитрию Медведеву написал директор сообщества Василий Киселев («Ведомости» ознакомились с документом, его подтвердил представитель сообщества).

В письме он предлагает, как эту сумму можно снизить. Один из способов – механизм адресной поддержки отдельных инвестпроектов – в частности, расположенных на территории Якутии, Камчатского края, Сахалинской, Магаданской областей, Чукотки, где уровень тарифов превышает среднероссийский. Также необходимо установить конечные сроки механизмов субсидирования и целевые показатели, которые должны быть достигнуты в результате снижения. Отдельный блок предложений касается источников финансирования. Ими могут стать адресные субсидии за счет институтов развития (таких как Фонд развития Дальнего Востока) и дивиденды государственных энергокомпаний, считает автор письма. Потребители предлагают создать конкуренцию между поставщиками энергии за счет приватизации генерации и электросетевых активов, принадлежащих «РАО ЭС Востока».

Снизить тарифы поможет и использование внутренних резервов «РАО ЭС Востока», перераспределение эффекта от экспорта электроэнергии в Китай, централизация закупок и сбыта электроэнергии на Дальнем Востоке в одной компании, например Дальневосточной энергетической компании. В противном случае снижение тарифов не привлечет инвестиции на Дальний Восток, дополнительная нагрузка на потребителей ценовых зон снизит инвестпривлекательность остальной части страны. В отношении неэнергоемких потребителей главными факторами привлекательности являются доступность кредитов, логистика, а не цены на электроэнергию, отмечает Киселев. Энергоемкие потребители строят собственные генерирующие мощности и для них субсидирование тарифов не требуется, а чувствительность крупных добывающих компаний к снижению цен на электроэнергию мала в связи с рентабельностью в 20–90%.

Закон заработает с июля 2017 г., механизм снижения тарифов будет установлен в подзаконных актах. Дмитрий Медведев поручил Минэнерго проработать предложения потребителей. Представитель Минэнерго не ответил на запрос. Минэкономразвития разделяет предложения потребителей, разработка подзаконных актов идет, ответил его представитель. «Русгидро» всегда действует строго в соответствии с решениями государства, сказал ее представитель. Внедрение новых тарифов будет осуществляться по четкому и согласованному графику с обязательным пересчетом платежей с 1 января 2017 г., отметил он.

Идея в том, чтобы снизить размер субсидирования за счет адресности, резюмирует руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Основная сумма субсидий приходится на южные регионы Дальнего Востока, где сконцентрировано основное потребление электроэнергии. Там цены превышают среднероссийские не более чем на 10% и снижение тарифа действительно не сильно повлияет на инвестпривлекательность региона, считает она. В северных регионах тарифы выше в 1,5–3 раза, для них субсидия будет заметна, а эффект для потребителей менее чувствителен, так как объемы потребления невелики, говорит эксперт.