Пенсионный фонд РЖД «Благосостояние» купит железнодорожного оператора УВЗ

Но вагонным парком будет управлять другая «дочка» монополии – Федеральная грузовая компания
Сделка может быть закрыта в феврале после разрешения ФАС/ Андрей Махонин/ Ведомости

«Уралвагонзавод» (УВЗ) нашел покупателя на компанию-оператора «УВЗ-логистик» (УВЗЛ). Им стал «Тринфико пропети менеджмент», управляющий пенсионными резервами НПФ «Благосостояние», сообщил УВЗ. Парк «УВЗ-логистик» останется под управлением Федеральной грузовой компании (ФГК, «дочка» РЖД). Сейчас у УВЗ находится 37 500 вагонов. Представители НПФ, «Тринфико пропети менеджмента» от комментариев отказались.

Сумма сделки не раскрывается. Человек, близкий к одной из сторон сделки, говорит, что она примерно равна долгам УВЗЛ – 80 млрд руб., из которых 25 млрд – перед УВЗ, еще 60 млрд – перед лизингодателями «Сбербанк-лизингом» и «Газпромбанк-лизингом». Долги перейдут к покупателям, продолжает собеседник. «Они будут реструктурированы и будут погашаться за счет арендных платежей ФГК», – знает он.

Сделка может быть закрыта в феврале, сообщил ТАСС гендиректор корпорации Олег Сиенко. Сроки в том числе зависят от согласования с ФАС. В службе пока не получали ходатайства, отмечает ее представитель.

Придет смена

После вхождения УВЗ в периметр «Ростеха» будет проведена смена гендиректора. Об этом сообщил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. УВЗ с 2009 г. возглавляет Олег Сиенко.

«Тринфико пропети менеджмент» – структура «Тринфико холдингс», которая управляет активами негосударственных пенсионных фондов, закрытыми паевыми инвестиционными фондами и инвестиционно-банковским обслуживанием, недвижимостью. В УК «Тринфико пропети менеджмент» доминирующая доля резервов НПФ «Благосостояние», подчеркивает директор группы рейтингов финансовых институтов Юрий Ногин: «В компании сосредоточено порядка 10% пенсионных резервов НПФ «Благосостояние». Конечный бенефициар «Тринфико пропети менеджмента» – председатель совета директоров группы Олег Белай.

В 2015 г. президент Владимир Путин поручил продать УВЗ железнодорожного оператора. На компанию претендовали ПГК, ФГК, владелец Евразийского трубного консорциума Александр Карманов, СУЭК.

Вероятно, «Тринфико» выступает промежуточным звеном в данной сделке, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. «После расчистки баланса УВЗЛ в итоге может перейти под контроль ФГК», – отмечает он. Такая сделка удобна и лизингодателям, так как ФГК, в аренде у которой находятся вагоны УВЗЛ, должна обеспечить фиксированную минимальную доходность, это может быть частью условий сделки, рассуждает Юминов.

«Без пролонгации кредитов, которая позволит увеличить сроки лизинговых контрактов и снизить платежи по ним, УВЗЛ не сможет погашать долг перед УВЗ. Второй вариант – кредит, который будет привлечен для погашения долга», – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он отмечает серьезные риски для сделки, которые связаны с неопределенностью по условиям договоров аренды полувагонов с ФГК. «Согласованные в 2016 г. условия аренды не являются долгосрочными и не позволяют в полном объеме финансировать платежи по лизингу, а заключить долгосрочный договор с формулой ставки или фиксированными ставками в условиях высокой волатильности и быстрого роста ставок в сегменте полувагонов не удалось», – объяснят Бурмистров.

5000 нефтеналивных цистерн «УВЗ-логистик» находятся в долгосрочной аренде у «РН-транса» до конца декабря 2018 г. Причем конкуренция среди потенциальных арендодателей к моменту, когда контракт будет истекать в условиях продолжающегося сокращения перевозок нефтеналивных грузов, будет жесткой и существует риск снижения доходности парка, что сделает невозможным финансирование лизинговых платежей, говорит он. Остальной парк нефтеналивных цистерн передан в аренду ФГК и уровень доходности по нему также не позволяет арендатору платить «УВЗ-логистик» средства, необходимые для финансирования платежей по лизингу, заключает Бурмистров.