Энергетики не договорились с потребителями, как отвечать за срыв поставок

Видимо, решать придется чиновникам
Минэнерго поручило участникам энергорынка до 10 февраля выработать единую позицию/ М. Стулов/ Ведомости

«Совет рынка» не смог сформировать единую позицию по ужесточению правил поставок мощности, написал предправления НП Максим Быстров замминистра энергетики Вячеславу Кравченко («Ведомости» ознакомились с копией письма).

В ноябре уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов предложил первому вице-премьеру Игорю Шувалову увеличить ответственность генерирующих компаний за недопоставки по договорам о предоставлении мощности (ДПМ), в том числе дать потребителям возможность в одностороннем порядке разрывать ДПМ. Минэнерго поручило участникам энергорынка до 10 февраля выработать единую позицию. «Совет рынка» провел совещание, но договориться не удалось.

Потребители требовали штрафных санкций в случае длительного выхода из строя объекта ДПМ: риски энергокомпаний обеспечены высоким платежом по договору, гарантированной государством доходностью и страховкой. Полное возмещение инвестиций, по их мнению, должно стимулировать качественное строительство и надежную эксплуатацию электростанций.

Риски потребителей нивелированы механизмом резервирования мощностей, а платежи по ДПМ направлены на возврат инвестиций, возражают поставщики: последующие выплаты по ДПМ и страховка не компенсируют всех потерь.

Теперь Минэнерго согласится с результатами совещания и отправит отчет об этом Титову и в правительство либо, сославшись на то, что на основании одного совещания решение принять невозможно, вынесет спорные вопросы на наблюдательный совет «Совета рынка», объясняет человек, близкий к наблюдательному совету. В него входят представители всех участников энергорынка.

Высказались поставщики и против одностороннего разрыва ДПМ: это ухудшит инвестиционный климат и лишит стимула к восстановлению генерирующих объектов. Вместо расторжения ДПМ потребители предложили: если мощность не поставляется в течение 12 месяцев для тепловой генерации и 18 месяцев – для новых АЭС и ГЭС, то ее поставка не прекращается, а продолжается на условиях конкурентного отбора. Это снизит угрозу дефицита и сохранит стимул к восстановлению энергообъектов, считают потребители.

Перестали платить

Поводом для письма Титова стала авария на Березовской ГРЭС в феврале 2016 г., разрушившая строившийся по ДПМ третий энергоблок. Он был выведен в ремонт (займет около двух лет), но потребители продолжали оплачивать его мощность (100 млн руб. в месяц) до ноября 2016 г.

Представитель «Совета рынка» подтвердил факт совещания: дальнейшие шаги определит Минэнерго. Его представитель ответил, что в ведомстве получили письмо, позиция пока не сформирована.

«Точно не положительно», – выражал в начале февраля отношение Минэнерго к предложениям потребителей Кравченко (цитата по «РИА Новости»).

Особенность рынка электроэнергии – рынок мощности, где потребители оплачивают гарантию ее наличия, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова: сохранить достаточно электроэнергии пока невозможно. Аргументы потребителей исходят именно из того, что они не получают тот товар, за который они платят, объясняет она.

В отношении ДПМ вопрос сложнее: этот механизм разрабатывался в момент ожидаемого дефицита электроэнергии – и отсюда особые условия для инвесторов, отмечает Порохова. Но прогнозы спроса на электроэнергию оказались завышенными, проблема ушла на второй план.