Статья опубликована в № 4263 от 15.02.2017 под заголовком: Подрядчик тормозит «Арктику»

Балтийский завод может сорвать сроки сдачи ледокола «Арктика»

Генподрядчик винит в этом поставщика турбинной установки

«Балтийский завод – судостроение» (БЗС, входит в ОСК) может сорвать сроки поставки ледокола «Арктика» проекта 22220. Об этом сообщил представитель предприятия в суде с ЗАО «Завод «Киров-энергомаш» (КЭМ, принадлежит ОАО «Кировский завод», КЗ), которое изготавливает паротурбинную установку (ПТУ) для проекта. Единственным сдерживающим фактором для сдачи ледокола он назвал задержку поставки от КЭМа.

Контракт на строительство ледокола за 37 млрд руб. БЗС подписала с ФГУП «Атомфлот» в августе 2012 г., срок сдачи – декабрь 2017 г. КЭМ выиграл контракт стоимостью 2,7 млрд руб. весной 2013 г., он должен был поставить установку в мае 2015 г., но до сих пор не сдал ее заказчику. БЗС в суде требует взыскать с КЭМа 188 млн руб. за срыв поставки. КЭМ подал встречный иск. КЭМ должен был получить два генератора для ПТУ в 2014 г., но первый поступил только в декабре 2016 г., заявил представитель КЭМа в суде. Второй генератор, по его словам, поступил на хранение в январе, пока использовать его невозможно.

Производитель генераторов – ФГУП «Крыловский государственный научный центр». На сроках поставки сказались изменения в конструкции, а также модернизация испытательных стендов, объяснил его представитель.

Новый контракт

В 2016 г. КЭМ подписал контракт с БЗС на поставку двух комплектов паротурбинных установок для двух других ледоколов – «Сибири» и «Урала», их стоимость – более 5 млрд руб., срок поставки – до 31 января 2021 г.

Гендиректор КЗ Георгий Семененко в письме вице-премьеру Дмитрию Рогозину указывает на недостаточность финансирования строительства ПТУ и изменение политической ситуации: испытания установки должны были пройти в 2014 г. в Харькове, и КЗ пришлось строить испытательный стенд стоимостью более 1 млрд руб. («Ведомости» ознакомились с копией письма, представитель КЗ его не комментирует). Представитель «Атомфлота» отказался комментировать ситуацию, в Минпромторге не ответили на запрос «Ведомостей».

В декабре 2015 г. БЗС в суде потребовала с крыловского центра 15,7 млн руб. за срыв поставок. Суд отказал в требовании, признав, что в срыве сроков есть и вина истца. Установка предполагает испытание только с одним генератором, с учетом этого она в лучшем случае поступит на завод в сентябре с задержкой в 2,5 года, сообщил на суде представитель БЗС. По его словам, завод несет дополнительные убытки из-за того, что монтаж ПТУ придется проводить уже после спуска ледокола на воду. По словам представителя БЗС, КЭМ тратил авансы на проекты, не связанные с ледоколом. БЗС нарушала сроки авансирования и заставляла подписывать допсоглашения к контракту с новыми сроками авансирования, угрожая вовсе его прекратить, сообщил представитель КЭМа на суде.

Если ПТУ поступят в сентябре, то при желании завод сможет подготовить ледокол вовремя, говорит топ-менеджер из судостроительной отрасли. Сроки сдачи переносятся, как правило, из-за контрагентов, в строительстве ледокола могут принимать участие до 3000 заводов, какие-то из них могут подвести, отмечает собеседник «Ведомостей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать