Статья опубликована в № 4265 от 17.02.2017 под заголовком: Снова год падения

В 2017 году рынок авиаперевозок снова может показать падение

Эксперты АКРА не разделяют мнения чиновников, что кризис в отрасли закончился

Реальные доходы населения падают уже четвертый год подряд, что отражается на показателях рынка, количество перевезенных пассажиров в 2017 г. снова снизится – на 1% до 87,7 млн человек, говорится в прогнозе аналитического агентства АКРА. В 2016 г. рынок упал на 3,8% до 88,6 млн человек.

В конце 2016 г. профильные чиновники прогнозировали, что пассажиропоток в этом году как минимум не снизится, а то и вернется на уровень 2015 г. На прошлой неделе руководитель Росавиации Александр Нерадько сказал, что кризис в отрасли кончился и теперь понятно, куда идти дальше. При этом он привел данные, что пассажиропоток января составил 6,82 млн человек – это рост год к году на 23,6% и абсолютный исторический рекорд для первого месяца года.

«В декабре – январе серьезно укрепился рубль, это создало у людей иллюзию улучшения ситуации, поездки за рубеж стали доступнее. На самом деле за прошедший год не произошло никаких существенных изменений макроэкономической ситуации, а это ключевой и чуть ли не единственный фактор, который определяет уровень платежеспособного спроса», – поясняет старший аналитик АКРА Александр Гущин.

«Доллар подорожает, мы закладываем его среднегодовой курс 63–64 руб., а большинство перевозчиков едва ли смогут долго подстегивать спрос за счет снижения, как это было осенью – зимой, или хотя бы удержания низких цен», – продолжает он. Цены в этом зимнем сезоне низкие, по некоторым направлениям демпинговые, рассказывали топ-менеджеры четырех авиакомпаний. Но по итогам года все собеседники ожидают рост рынка.

Благодаря открытию Турции и ожидаемому открытию Египта пассажиропоток авиакомпаний перераспределится: международные перевозки вырастут на 4,6% до 34,5 млн человек, а российские упадут на 3,8% до 53,2 млн, прогнозирует АКРА. В 2018 г. поддержку рынку окажет чемпионат мира по футболу, но и он не позволит повторить рекорд 2014 г. в 93 млн человек (рост будет 3,6% до 90,9 млн), в дальнейшем рынок будет увеличиваться на 1–2% ежегодно, считает агентство.

ЧМ-2018 добавит российским авиакомпаниям 800 000–900 000 пассажиров, сильнее выиграют аэропорты, так как большую часть иностранных болельщиков привезут зарубежные авиакомпании, в том числе чартерными рейсами, говорит Гущин.

«При условии умеренного восстановления российской экономики в 2017 г. рынок авиаперевозок должен вырасти на 5–8%. Этот значительный рост стал бы результатом относительно низкой базы 2016 г., восстановления авиасообщения с Турцией и Египтом и развития низкобюджетных перевозок», – считает младший партнер Bain & Company Андрей Панов. Укрепление рубля будет негативно сказываться на конкурентоспособности российских авиакомпаний на международных линиях, отмечает он.

Из крупных перевозчиков прогнозы делала только S7 Group – в 2017 г. она планирует вырасти примерно на 15% до 15 млн пассажиров. Рынок тоже скорее всего вырастет благодаря увеличению парка авиакомпаний, но финансовые результаты, вероятно, ухудшатся, оценивал представитель S7.

Переориентация пассажиров на международные направления негативно скажется на суммарном показателе российских аэропортов, он в этом году упадет на 5% до 152,3 млн человек (в 2016 г. остался на уровне предыдущего года – 160 млн), прогнозирует АКРА. А восстановление тоже начнется в 2018 г. – будет рост на 4%.

«Но московские аэропорты останутся основными бенефициарами роста крупнейших авиакомпаний. Рост «Шереметьево» обеспечит «Аэрофлот», «Домодедово» может рассчитывать на определенное восстановление перевозок зарубежных игроков и продолжение роста S7, «Внуково» также будет расти за счет базового перевозчика «Ютэйр», «Победы» и чартерного сегмента», – резюмирует Панов.