Royal Dutch Shell настаивает на налоговых льготах

Компания будет просить правительство о таком же режиме для проектов по сжижению природного газа, какие имеет «Ямал СПГ»
У «Ямал СПГ» есть специальные налоговые условия/ Сергей Фадеичев/ ТАСС

У «Ямал СПГ» есть специальные налоговые условия, мы намерены обсуждать с государством такие же возможности для «Балтийского СПГ» и третьей очереди «Сахалина-2», – заявил председатель Royal Dutch Shell в России Оливье Лазар, но не стал говорить, что это за льготы.

«Ямал СПГ» (50,1% у «Новатэка», по 20% – у Total и CNPC, у Фонда Шелкового пути – 9,9%) строит завод СПГ мощностью 16,5 млн т в год. Для «Ямал СПГ» действует нулевая ставка НДПИ, он может беспошлинно импортировать оборудование для завода, напоминает замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач.

Оператор проекта «Сахалин-2» компания Sakhalin Energy Investment Company Ltd. (у «Газпрома» 50% плюс 1 акция, у Shell – 27,5% минус 1 акция, у Mitsui – 12,5%, у Mitsubishi – 10%) владеет единственным пока в России СПГ-заводом мощностью 9,6 млн т в год, разрабатывается проектная документация третьей очереди завода. «Балтийский СПГ» мощностью 10 млн т планируют построить в Усть-Луге «Газпром» и Shell.

В США заявлены СПГ-проекты на 200 млн т в год (утверждены на 70 млн т), Штаты стремятся к мировому лидерству, у них такие конкурентные преимущества, как дешевое сырье, развитая трубопроводная инфраструктура и льготный налоговый режим, перечислил Лазар, Россия же не столь амбициозна, помочь российским проектам в конкурентной борьбе также должны льготные налоговые условия.

В Минэкономразвития инициатива о предоставлении льгот данным проектам в установленном порядке не поступала, сообщила представительница министерства Елена Лашкина. Представители Минфина и «Газпрома» не ответили на запросы. Шансы получить льготы наверняка есть, считает Гривач. Правительство будет прислушиваться и к «Газпрому», основному участнику этих проектов, думает Валерий Нестеров из «Сбербанк CIB».

«Газпром» сильно отстал с СПГ-проектами из-за нехватки технологий и партнеров. Если раньше у него были амбиции занять 15–20% мирового рынка СПГ, то сейчас России надо стремиться хотя бы к 10%, это важно не только по рыночным, но и по стратегическим соображениям, в будущем свыше 50% мирового рынка газа будет приходиться на СПГ, говорит Нестеров, а к 2020 г. ожидается избыток мощностей в размере примерно 150 млн т, поэтому балтийскому проекту нужны льготы, считает Нестеров. Желание Shell вполне логично – чем она хуже конкурента, уже имеющего подобные льготы, рассуждает Гривач.

В 2016 г. мировой спрос на СПГ составил 265 млн т, до 2030 г. спрос будет расти на 4–5% в год, а спрос на природный газ в целом – на 2%, говорится в докладе Shell «Прогноз развития рынков СПГ».