Приватизация «Совкомфлота» поддержит судостроителей

На вырученные от продажи новых акций деньги компания закажет новые суда
Четверть денег, полученных от приватизации 25% акций «Совкомфлота», вернется в компанию. На них она сможет заказать новые суда/ М. Стулов/ Ведомости

Суда будут закупаться в том числе на строящейся на Дальнем Востоке верфи «Звезда» (принадлежит «Роснефти» и Газпромбанку), говорит федеральный чиновник. Человек, близкий к акционеру «Звезды», знает, что «Совкомфлот» может разместить заказ на этой верфи, но ему неизвестно, будут ли привлечены на это деньги от приватизации. Представитель ОСК отказался комментировать планы по пополнению флота и приватизации компании. Представитель «Роснефти» (основной акционер «Звезды») также от комментариев отказался.

Правительство планирует весной продать 25% минус 1 акция «Совкомфлота» и заработать на этом около 30 млрд руб. Четверть полученных средств будет направлена на докапитализацию компании, рассказал министр экономического развития Максим Орешкин. «Направление части денег в компанию позволит снизить ее долговую нагрузку и стоимость заимствований», – говорит он. «Объем привлеченных средств будет распределен: 75% – в пользу государства, 25% – в пользу компании», – уточнил Орешкин. Полученные средства компания (около 7,5 млрд руб. – «Ведомости») должна будет потратить на покупку новых судов. Их построят на российских верфях, подчеркнул министр. Это позволит не только увеличить размер бизнеса самой компании, но и будет способствовать развитию судостроения в России, заключил он.

«Мы будем разрабатывать проекты судов ледового класса с [голландской] Damen, буровых платформ – с [сингапурской] Keppel и судового оборудования – с General Electric», – говорил в сентябре главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин (его слова передало «РИА Новости»). До конца года «Звезда» должна была получить заказ минимум на четыре судна снабжения усиленного ледового класса от Damen. «Звезда» также планирует заключить с Hyundai соглашение о проектировании и инженерном сопровождении строительства первых в мире танкеров типа «Зеленый Афрамакс», рассказывал в прошлом году Сечин президенту Владимиру Путину. ExxonMobil может заказать на «Звезде» два танкера, говорил Сечин (цитаты по «Интерфаксу»). Предполагается, что это будут танкеры типа «Афрамакс». Сама «Роснефть» заказала два многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса, еще пять танкеров класса «Афрамакс» заказал «Роснефтефлот» (входит в «Роснефть»). Три может заказать Независимая нефтегазовая компания Эдуарда Худайнатова, рассказывал он сам журналистам (цитаты по «Интерфаксу»).

«Совкомфлот»

Судоходная компания
Акционер – Росимущество (100%).
Выручка (МСФО за 9 месяцев 2016 г.) – $1,039 млрд,
Прибыль – $218,1 млн.

Сейчас у «Совкомфлота» 146 судов. Еще три компания получит в этом году, их строит ОСК на принадлежащей ей финской верфи. На российских мощностях сейчас у «Совкомфлота» заказов нет. «Если приватизация «Совкомфлота» опять перенесется, то, вероятно, компания сможет разместить заказ на «Звезде», которая к тому времени построится», – рассуждает директор по развитию Portnews Надежда Малышева. «Если же приватизация пройдет по плану, то заказ, вероятно, может быть размещен на верфях партнеров «Звезды» – корейской Hyundai, – предполагает Малышева. – Достройку серии можно будет осуществить на «Звезде». По предварительным данным, средств, которые получит компания от приватизации, хватит не более чем на два газовоза, подсчитала Малышева.

Правительство уже не первый год пытается продать 25% минус 1 акция «Совкомфлота». Предполагается, что сделка будет комбинированная – продажа госпакета плюс допэмиссия. Новые акции составят 12,5% увеличенного уставного капитала. Еще 12,5% продаст Росимущество. Сделка переносится уже несколько лет и теперь планируется на весну 2017 г.