Статья опубликована в № 4280 от 15.03.2017 под заголовком: «Ростех» хочет делать самолеты

ОАК может стать частью «Ростеха»

Это позволит «Ростеху» управлять не только производителями комплектующих для авиапрома, но и заводами, выпускающими самолеты

Что касается ОАК, может быть, это и было бы целесообразно. Но не сегодня», – сказал в интервью телеканалу «Россия 24» (ВГТРК) гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов в ответ на вопрос, будет ли Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК; сейчас контролирующий акционер – Росимущество) передана «Ростеху». «Для ОАК практически процентов 60, а то и больше – 70% комплектующих делается нашими предприятиями. Это и двигатели, это и авионика, это и средства радиоэлектронной борьбы, вооружения, ракеты – масса всего того, что к самолету имеет отношение», – объяснил Чемезов. «Ростех» владеет холдингами «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация», «Технодинамика», «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

Представители ОАК и Минпромторга от комментариев отказались. Представитель «Ростеха» говорит только, что такое решение должно быть принято правительством и одобрено президентом.

Обсуждений такой темы нет, утверждают два федеральных чиновника. Это идея самого «Ростеха» – чтобы стать еще больше и значимее, считает один из собеседников. Человек, близкий к ОАК, говорит, что об идее вхождения или присоединения ОАК к «Ростеху» в отрасли говорят уже несколько лет, особенно разговоры активизировались после перехода в 2014 г. замминистра промышленности Юрия Слюсаря на должность президента ОАК. «Это только разговоры среди чиновников и менеджеров компаний, официально никто ничего не говорил», – уточняет собеседник «Ведомостей». Весь авиапром уже входит в «Ростех», а Слюсарь однозначно человек команды Дениса Мантурова (министр промышленности), в свою очередь, Мантуров вышел из команды Чемезова и их связывают хорошие отношения, объясняет он.

ОАК в процессе преобразований пытается перейти от полного производственного цикла на работу с независимыми поставщиками, процесс идет тяжело, вхождение в «Ростех» усложнило бы управленческую структуру, говорит федеральный чиновник. Сейчас КРЭТ и «Технодинамика» боятся, что ОАК уйдет от них к иностранным поставщикам, если ОАК войдет в «Ростех», то они расслабятся и перестанут развиваться, предупреждает человек, близкий к ОАК. Поставщики в составе «Ростеха» стали бы аффилированы с ОАК, а это противоречит его целевой индустриальной модели, говорит он.

ОАК помогла бы «Ростеху» за счет своих объемов войти в пятерку крупнейших в мире машиностроительных холдингов наряду с Boeing и General Electric (такая задача прописана в его стратегии), добавляет собеседник. Выручка «Ростеха» в 2015 г. по МСФО была 1,14 трлн руб., ОАК – 352 млрд руб.