Энергетические гиганты обеспокоены приближением пикового спроса на нефть

Электромобили и возобновляемая энергетика могут снизить потребление нефти

Перспектива «пикового спроса» на нефть, после которого рост ее потребления прекратится, обсуждается в энергетическом секторе уже давно. Но теперь некоторые лидеры отрасли считают пиковый спрос и продолжительный период низких цен на нефть риском, к которому необходимо готовиться.

По оценкам Royal Dutch Shell, пиковый спрос может прийтись уже на конец 2020-х гг. Норвежская Statoil ожидает его между серединой 2020-х гг. и концом 2030-х гг. Но не все согласны с такими прогнозами. Как полагает Международное энергетическое агентство (МЭА), пока правительства не станут активнее бороться с глобальным потеплением, спрос на нефть может продолжить расти и после 2040 г. Кроме того, несмотря на разговоры о пиковом спросе, потребление нефти в мире выросло с 84,5 млн баррелей в день в 2006 г. до 96,6 млн баррелей в день в 2016 г.

Тем не менее некоторые нефтяные гиганты считают, что в связи с угрозой пикового спроса им надо повысить эффективность операций. По словам Бернарда Луни, отвечающего за нефтедобычу в BP, конкурентная среда изменилась в результате сланцевого бума в США, падения стоимости возобновляемой энергетики и введения ограничений на использование ископаемого топлива для борьбы с изменением климата. «Возможно, в мире сейчас больше углеводородов, чем требуется, - отмечает Луни. - Не знаю, к чему приведут эти [факторы]. Этого никто не знает. Но думаю, что будет очень неразумно их игнорировать».

Электромобили сами по себе вряд ли существенно изменят ситуацию, уверен главный экономист BP Спенсер Дейл. По его оценкам, наличие на дорогах 100 млн электромобилей к 2035 г. снизит мировой спрос на нефть только на 1,2 млн баррелей в день. В любом случае, на топливо для пассажирских автомобилей приходится лишь около 20% потребления нефти, а найти выгодную альтернативу другим вариантам использования нефти еще сложнее. По прогнозам МЭА, в 2015-2040 гг. спрос со стороны водителей снизится немного, зато значительно вырастет спрос благодаря грузовым перевозкам, авиации и нефтехимическому сектору. Тем не менее эти прогнозы зависят от цен на нефть, а МЭА исходило из предположения, что они могут превысить $100 за баррель в 2020-х гг.

Но рост цен на нефть может поспособствовать увеличению спроса на электромобили и альтернативные виды топлива, считает приглашенный профессор Colorado School of Mines Филип Ферлегер. «Это палка о двух концах, - говорит он. - Если цены останутся низкими, тогда МЭА, вероятно, окажется право. Но очень многое должно сойтись, чтобы этот прогноз сбылся».

Нефтяники оказались в парадоксальной ситуации: они надеются на рост спроса, но это возможно при низких ценах на нефть, которые им невыгодны. Поэтому некоторые компании пытаются обезопасить себя от пикового спроса и низких цен в будущем. Так, Shell на прошлой неделе объявила о продаже за $7,25 млрд большинства своих активов на нефтеносных песках Канады, где нефтедобыча требует высоких издержек. Американские Chevron и ExxonMobil увеличивают инвестиции в добычу сланцевой нефти в США, в частности на привлекательном низкими издержками месторождении Permian Basin. В то же время BP наращивает добычу природного газа, считая этот рынок более перспективным, а Total инвестирует в возобновляемую энергетику.

При этом подготовка к пиковому спросу означает прежде всего снижение себестоимости добычи. Итальянская Eni утверждает, что теперь ее новые проекты безубыточны в среднем при цене в $30 за баррель. Statoil достигла того, что ее новые проекты будут безубыточны при ценах уже не $70 за баррель, а «значительно ниже $30», утверждает ее гендиректор Эльдар Сэтре. Отчасти издержки можно снизить, договорившись о более выгодных устовиях с поставщиками, но в основном это делается за счет повышения эффективности операций, использования стандартизированных компонентов и инвестиций в технологии, включая автоматизацию. «У нас есть эти безлюдные нефтяные платформы на шельфе, - говорит Сэтре. - Они очень небольшие, для них не требуются вертолетная площадка и жилые помещения».

Такое сокращение расходов очень помогает нефтяным гигантам. Гендиректор Total Патрик Пуянне говорит, что будет «оптимистично» настроен при цене на нефть в $55 за баррель – на этой неделе нефть Brent стоит около $51 за баррель - и планирует одобрить 10 новых крупных проектов в следующие полтора года.

Если прогнозы МЭА о росте цен в 2020-е гг. окажутся верными, эти проекты будут очень прибыльными. Но риск в том, что рост цен ускорит инвестиции в электромобили и возобновляемую энергетику, приблизив пиковый спрос.

Перевел Алексей Невельский

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать