Статья опубликована в № 4282 от 17.03.2017 под заголовком: Ил-96 не конкурент Airbus и Boeing

Ил-96 не конкурент Airbus и Boeing

Самолет потребляет слишком много топлива, признал Минтранс

Минтранс подготовил проект постановления правительства о докапитализации принадлежащей ему лизинговой компании ГТЛК на 4 млрд руб. в этом году и 10 млрд руб. в 2018 г. Деньги нужны для заказа двух Ил-96-400 (по 7 млрд руб. за штуку) и последующей их сдачи в лизинг по льготным ставкам российским авиакомпаниям, говорится в документе (опубликован на портале regulation.gov).

Ил-96-400 – это будущая обновленная версия пассажирского дальнемагистрального самолета Ил-96-300, который выпускается Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК). Согласно документу, самолеты в типовой модификации будут иметь 326 мест эконом-класса и 24 места бизнес-класса, взлетную массу 270 т, а максимальная дальность полета составит 8900 км.

«Основной недостаток Ил-96-400 – низкая топливная эффективность, не позволяющая самолету конкурировать с аналогами иностранного производства, – говорится в пояснительной записке Минтранса. – Формирование льготной арендной ставки позволит компенсировать операционную неэффективность и предложить потенциальным эксплуатантам самолет с конкурентной экономической моделью». Несмотря на неконкурентоспособность Ил-96-400, его выпуск позволит загрузить мощности ВАСО, сохранить занятость и компетенции в выпуске широкофюзеляжных судов, объясняет Минтранс смысл программы.

Серийная сборка Ил-96-400 начнется с 2020 г., говорит представитель ОАК. Судно будет потреблять на 8–15% топлива меньше, чем Ил-96-300. Мощности ВАСО позволят выпускать по два судна в год, продолжает представитель ОАК.

Конкуренты стагнируют

Основные конкуренты Ил-96 – Airbus 380 и Boeing 747, они стоят с учетом курса доллара на четверг 12,7 млрд и 11 млрд руб. соответственно (данные компаний), но их вместимость выше – около 500 и 410 пассажиров. Четырехдвигательные самолеты вытесняются двухдвигательными, заказы на 380 и 747 падают, признавали оба производителя. Портфель заказов 380 – 109 шт., 747 – 26 (из них 19 – грузовые).

По-прежнему сохраняются планы выпустить всего шесть Ил-96-400, сказал федеральный чиновник и подтвердил представитель ОАК. «Предполагается закупка шести судов оценочной стоимостью 42 млрд руб., а вся программа Ил-96-400 составляет 53,4 млрд руб.», – сказал представитель ГТЛК. Причем их покупка за счет собственных средств ГТЛК не предусмотрена, так как это не позволит установить льготную ставку лизинга, рассказал собеседник. Кардинально улучшить топливную эффективность не получится, тем более что на модернизацию трехсотки предусмотрено только 10,6 млрд руб., сообщили два человека, близких к ОАК.

Первая поставка Ил-96-400 состоится через три года, поэтому говорить об эксплуатантах преждевременно, судно будет производиться только из российских комплектующих и ставка лизинга будет номинирована в рублях, рассказал представитель ГТЛК.

Едва ли Ил-96-400 будет эффективен даже при льготном лизинге, скептичен ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов. Он напоминает, что имевшиеся у «Аэрофлота» в середине 2000-х гг. в собственности Ил-96-300 были менее эффективны, чем лизинговые В767. К тому же в состав экипажа самолета входит бортинженер, а таких специалистов почти не осталось – ушли на пенсию или переучились на пилотов, напоминает Борисов.