Корейская CJ CheilJedang может купить петербургское ООО «Равиоли»

Рынок пельменей в последние годы сокращается
Продукция «Равиолей» заметна на российском рынке/ Евгений Егоров/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продлила на два месяца рассмотрение ходатайства корейской CJ CheilJedang о приобретении 100% петербургского ООО «Равиоли». По данным ФАС, это вызвано необходимостью дополнительного рассмотрения и получения дополнительной информации, чтобы принять решение в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 закона о защите конкуренции. В ООО «Равиоли» отказались от комментариев по поводу предстоящей сделки. Связаться с CJ CheilJedang не удалось.

ООО «Равиоли» основано в 1994 г. Выпускает замороженные изделия (пельмени, вареники, блинчики, котлеты) под марками «Равиоли», «Равиолло», «Снежная страна», «Ермак. Иркутские» и «Сибирский размер», а также мороженое. По данным «СПАРК-Интерфакса», компанией в равных долях владеют Дмитрий Слесарев, Алексей Куварин, Анатолий Легейда, Валерий и Сергей Соколовы. Выручка компании за 2015 г. – 1,3 млрд руб., чистый убыток – 27 млн руб. В ней работает более 500 человек.

В портфеле CJ CheilJedang около 30 брендов, в том числе Bibigo (пельмени, фрикадельки, соусы и проч.). На расширение бизнеса в Китае и США, а также запуск производств в России, Вьетнаме и Германии планируется направить более $170 млн, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на Business Korea.

Кто покупатель

CJ CheilJedang основана в 1953 г. как производственное подразделение Samsung, выпускала сахар и муку. Специализируется на производстве продуктов питания и биоинженерных технологиях, с 1996 г. входит CJ Group (по данным Bloomberg, ей принадлежит 36,7%, у National Pension Service – 13,9%, в свободном обращении – 45,4%). Капитализация – 4,6 трлн южнокорейских вон ($4,1 млрд). Выручка за 2016 г. – 14,6 трлн вон ($12,6 млрд), чистая прибыль – 235,8 млрд вон ($203,3 млн).

Начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский оценивает компанию в 3,6 млрд руб., а ее долю на российском рынке пельменей – в 3,6%. ООО «Равиоли» в 2015 г. было убыточно, учитывая величину кредиторской задолженности, рыночная стоимость актива вряд ли превышает 1,5 млрд руб., полагает аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Выручка ООО «Равиоли» (1,284 млрд руб. в 2015 г.), скорректированная на инфляцию при прежнем объеме продаж, составит около 1,34 млрд руб., это соответствует почти 1,3% рынка в денежном выражении, добавил аналитик. Причиной продажи компании, по мнению Нигматуллина, могла послужить оценка актива покупателем выше рынка в ожидании улучшения экономической конъюнктуры или синергии со своими активами. «В лице компании «Равиоли» CJ CheilJedang может получить оператора российского бизнеса, который уже имеет налаженную систему сбыта, контракты с федеральными сетями и известную торговую марку», – комментирует директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. По данным потребительской панели GfK, продукция «Равиоли» входит в российский топ-20 в категории упакованной замороженной готовой еды и мучных полуфабрикатов (пельмени, вареники, блинчики и т. д.) в 2016 г. (в стоимостном выражении) и в топ-5 по СЗФО.

Российский рынок пельменей в 2016 г. Нигматуллин и Кумановский оценивают примерно в 100 млрд руб. (500 000 т). По словам Кумановского, до 2014 г. рынок рос на 4,5–5% ежегодно, в последние годы продажи пельменей снижаются вслед за благосостоянием населения. Из-за роста цены на импортную говядину стоимость пельменей в розничных сетях выросла, поэтому частично производство пельменей перешло в домохозяйства, которые производят около 70 000 т продукции ежегодно для собственного потребления, объясняет аналитик. Динамику рынка замороженных полуфабрикатов определяют две тенденции: падение реальных доходов населения, которое наблюдается уже два года, и рост концентрации населения в городах-миллионниках, говорит Востриков. Жителям мегаполисов часто не хватает времени на приготовление пищи, объясняет он рост рынка до кризиса. В ближайший год эти тенденции, скорее всего, будут уравновешивать друг друга и можно будет наблюдать стагнацию рынка в данном сегменте, прогнозирует Востриков.