Пассажиры опаздывающих рейсов могут получить больше компенсаций

Госдума приняла закон о присоединении к Монреальской конвенции
Теперь задержки рейсов могут обойтись авиакомпаниям дороже/ Максим Стулов/ Ведомости

Конвенцией будет определяться предельный лимит компенсаций в случае гибели пассажиров международного рейса, для внутренних рейсов по-прежнему будет действовать российское законодательство, минимальные выплаты по нему – 2 млн руб., уточняет начальник управления страхования космических и авиационных рисков «Ингосстраха» Вадим Семеньков.

Госдума в пятницу, 24 марта, приняла закон «О присоединении РФ к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (Монреальская конвенция), законопроект поправок в Воздушный кодекс, необходимых для присоединения, принят в первом чтении, сообщается на сайте Госдумы. В силу поправки вступят через 180 дней после подписания президентом и опубликования. Представитель комитета Госдумы по транспорту не сказал, когда пройдет второе чтение.

«Это серьезный шаг в усилении прав пассажиров, летающих российскими авиакомпаниями. Россия шла к нему более 10 лет и пока остается почти последней крупной авиационной державой, не участвующей в Монреальской конвенции (ее членами являются более 120 государств)», – говорит советник по России и СНГ International Aerospace Law & Policy Group Артур Эберг. В России действует Варшавская конвенция 1929 г., тогда авиация была рискованным видом транспорта, сейчас по ней компенсация за гибель пассажира – около $20 000, продолжает Эберг. «В 1999 г. была принята Монреальская конвенция: она упростила взыскание ущерба, установила новый лимит ответственности, он ежегодно индексируется и сейчас составляет около $154 000 (около 9 млн руб.). Чтобы не платить сверх этой суммы, авиакомпания должна доказать, что не виновата в авиакатастрофе», – рассказывает Эберг.

Не для MetroJet и Flydubai

Госдума не распространила обратную силу на причинение вреда жизни и здоровью граждан, по которым к моменту введения нового закона вред оставался невозмещенным. Поэтому семьи пассажиров, погибших в недавних авиакатастрофах (MetroJet в 2015 г. и Flydubai в Ростове-на-Дону в 2016 г.), не получили права на дополнительную защиту по Монреальской конвенции, отмечает Эберг.

«Монреальская конвенция защищает пассажиров международных рейсов также в случае отмены или задержек рейсов и потери багажа. Компенсации рассчитываются с помощью специальных прав заимствования (СПЗ, (валюта из иены, евро, доллара и фунта, сейчас ее курс – 80 руб.). При потере, повреждении или опоздании багажа компенсация составляет до 1131 СПЗ – около 90 500 руб. За задержку рейса согласно Монреальской конвенции положена компенсация до 4694 СПЗ, или почти 380 000 руб. каждому пассажиру», – говорит директор AirHelp по Восточной Европе Евгений Лонский. Но пассажирам не стоит рассчитывать каждый раз на максимальные компенсации, страны принимают регламенты и формируют судебную практику, которые уменьшают суммы выплат, предупреждает Лонский. По российскому закону компенсация – 25 руб. за каждый час задержки, за утрату багажа – 600 руб. за каждый 1 кг. В Европе при компенсациях задержек рейсов активнее применяется европейское законодательство, говорит Семеньков. За задержку или отмену рейса по вине авиакомпании закон ЕС предусматривает выплату от 250 до 600 евро, отмечает Лонский.

Присоединение России к конвенции и рост компенсаций при авиакатастрофах не должны финансово отразиться на отечественных авиакомпаниях – почти все и так страхуют ответственность в соответствии с Монреальской конвенцией или даже больше, говорит Семеньков. Иначе им просто не разрешили бы перевозить граждан из стран – участниц конвенции, добавляет Эберг. А вот затраты при задержках рейсов могут вырасти – за ними наверняка станет обращаться больше пассажиров, говорит топ-менеджер чартерной авиакомпании.