Amazon и Facebook столкнулись с неожиданными сложностями в Индии

Пока компании развивают там бизнес, Китай поддерживает их индийских конкурентов
Многие американские компании инвестируют миллионы долларов в индийский рынок, практически не встречая трудностей с регуляторами/ Saurabh Das/ AP

В последние годы Amazon, Facebook, Uber и другие технологические компании из США стремятся завоевать один из последних крупных неосвоенных рынков – Индию. В стране живет более 1,2 млрд человек, многие из которых только начинают пользоваться интернетом. Американские компании благодаря капиталу смогли занять значительную долю на этом рынке, но местные стартапы пытаются навязать им высокую конкуренцию при помощи Китая.

Многие американские компании инвестируют миллионы долларов в индийский рынок, практически не встречая трудностей с регуляторами, в отличие от Китая. Так, Amazon намерен вложить $5 млрд, Uber – более $1 млрд. Также Индия – вторая по числу пользователей Facebook страна после США, а по числу пользователей мессенджера WhatsApp – первая.

Но борьбу за этот рынок ведут и китайские технологические гиганты Alibaba, Tencent и Didi Chuxing, поддерживая индийские компании. Стартап Paytm, занимающийся мобильными платежами и онлайн-коммерцией, в марте привлек $200 млн в ходе раунда финансирования, главным участником которого стала Alibaba. До этого – в 2015 г. – Alibaba вместе с Ant Financial приобрела более чем за $500 млн 40% доли в One97 Communications, материнской компании Paytm. «Индия – важный развивающийся рынок с огромным потенциалом», – сказал представитель Alibaba.

Индийские стартапы – порой клоны американских новаторов – долгие годы процветали, пока западные корпорации проявляли мало интереса к развивающимся рынкам. Когда компании из США обратили внимание на Индию, они быстро расширили там бизнес и могло показаться, что они легко вытеснят мелких местных конкурентов, замечает Неха Дхария из Ovum. Но индийские стартапы смогли выстоять благодаря сильным местным брендам и китайской поддержке.

Представитель Amazon отказалась прокомментировать, как сильно китайские инвестиции изменили расклад сил в Индии. Представители Uber и WhatsApp отказались от комментариев, в Facebook не ответили на запросы.

Поменялись местами

Интерес Китая к индийским стартапам вырос одновременно со снижением американских инвестиций. В 2015–2016 гг. китайские IT-компании вложили в них $3,2 млрд, а американские только $1,4 млрд, согласно AVCJ Research.

У китайских компаний есть преимущество в Индии – она напоминает их родной рынок. По мнению аналитиков, десятки миллионов индийцев впервые подключаются к интернету с помощью дешевых смартфонов и доступных тарифов, что напоминает ситуацию в Китае 10 лет назад. Тогда быстрое распространение интернета и жесткие ограничения в отношении иностранных компаний позволили китайским IT-компаниям процветать.

Сначала многие китайские компании пытались вывести на рынок Индии собственные бренды, но потерпели неудачу. Среди местных интернет-пользователей доминирует англоговорящее население, которое больше привыкло к американским и индийским брендам. В качестве плана «Б» китайцы стали покупать индийские стартапы, нуждающиеся в деньгах для конкуренции с американскими гигантами. Так, с 2015 г. китайский сервис по вызову водителей Didi владеет долей в ANI Technologies, контролирующей Ola – главного конкурента Uber в Индии. В 2016 г. Tencent, владелец популярного в Китае мессенджера WeChat, помогла привлечь $175 млн для индийской Hike, конкурирующей с WhatsApp.

Причем китайские компании предлагают не просто деньги. Они делятся с индийскими стартапами опытом того, как предлагать услуги огромному, разнообразному и небогатому населению. Например, Alibaba приглашает в офисы сотрудников Paytm и отправляет собственных специалистов в Индию для обмена идеями, замечает финансовый директор Paytm Мадхур Деора. «Эти парни уже построили то, что мы сейчас стараемся создать, – говорит основатель Hike Кавин Бхарти Миттал. – Экономика и население Индии имеют гораздо больше схожих черт с Китаем, чем с США».

Перевел Алексей Невельский