ФАС установила будущему терминалу в Хабаровске повышенный тариф на пять лет

Это одно из условий участия в проекте японских компаний
Консорциум японских инвесторов получит 49% в новом терминале / Александр Кряжев/ РИА Новости

Приказ об установлении для АО «Международный аэропорт Хабаровск» (МАХ, 100%-ная «дочка» Хабаровского аэропорта, созданная для строительства нового терминала) долгосрочного тарифа на 2019–2023 гг. 24 апреля подписал руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев, рассказал председатель совета директоров и основной владелец Хабаровского аэропорта Константин Басюк. Впервые в отрасли тариф установлен не для существующего, а для будущего субъекта естественной монополии – для этого потребовалось внести изменения в правительственные нормативные акты, над этим работали ФАС, Минтранс, Минвостокразвития и Минэкономразвития, курировал процесс вице-премьер Юрий Трутнев, говорит Басюк.

Подписание приказа подтвердил федеральный чиновник. На такой тариф также подала заявку компания «Ростоваэроинвест» (входит в «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга), которая строит новый аэропорт «Платов» под Ростовом за 18 млрд руб., ее еще должна рассмотреть правительственная комиссия по транспорту, добавляет собеседник. Представитель ФАС на запрос не ответил.

Второй терминал

Год назад МАХ планировал строить сразу новый терминал международных линий, оба терминала оценивались в 7,5 млрд руб. Его пока отложили, решение о строительстве будет принято после 2020 г., пока Хабаровский аэропорт вкладывает около 300 млн руб. в увеличение площади действующего международного терминала, рассказал Басюк.

«Мы инициировали эти изменения, так как долгосрочный тариф еще до начала строительства был основным условием участия в проекте, которое поставил консорциум японских инвесторов», – продолжает Басюк. Об этом также рассказали два федеральных чиновника. В консорциум входят Sojits Corporation (торговая компания, организует финансирование с японской стороны), Japan Airport Terminal Co. (JATCO; крупнейший японский аэропортовый оператор, владеет в том числе аэропортом Токио «Ханеда»), инвестфонд министерства земли и транспорта Японии JOIN. Консорциум получит 49% в МАХ скорее всего за счет допэмиссии, уточняет Басюк.

МАХ планирует построить новый терминал внутренних линий площадью около 26 000 кв. м и пропускной способностью до 3 млн человек в год (см. врез), 4,5 млрд руб. акционеры вложат пропорционально своим пакетам, продолжает он. Управлять новым терминалом будет совместный менеджмент, наш и JATCO. «Ханеда» – пятый по пассажиропотоку аэропорт в мире, при этом специализируется, как и Хабаровский аэропорт, на внутренних перевозках. То есть вместе с инвестициями мы получим уникальный опыт и стандарты обслуживания», – говорит Басюк.

ОАО «Хабаровский аэропорт»

Акционеры: АО «Кварц-инвест», Panadero Investments Ltd (11%), корпорация «Международный аэропорт «Инчхон» (Южная Корея; 10%).
Выручка (РСБУ, 2016 г.) – 2,1 млрд руб., Чистая прибыль – 396 млн руб.

Согласно приказу (с документом удалось ознакомиться «Ведомостям») для МАХ установлены только два регулируемых тарифа: за обслуживание пассажиров и предоставление аэровокзального комплекса: в 2019 г. они составят 505 руб. в сумме за пассажира, в 2021–2023 гг. – 619 руб. Сейчас в Хабаровском аэропорте эти два тарифа равны примерно 280 руб., для МАХ новые тарифы будут основным источником возврата инвестиций, говорит Басюк. Эти параметры были одобрены правительственной комиссией, доля новых тарифов в стоимости билета составит около 1,5%, продолжает он, 70% дохода аэропорта формируют регулируемые тарифы, примерно 20% – нерегулируемые, около 10% – неавиационные и иные доходы. Срок окупаемости терминала при этом – свыше 10 лет.

Аэропортовые тарифы составляют 10–20% себестоимости авиакомпаний, рост двух тарифов вдвое увеличит себестоимость на один или несколько процентов, рассуждает гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов: «Но рентабельность авиаперевозок низка, даже такой рост может забрать всю прибыль на данном направлении, а спрос на перевозки крайне неэластичен». «Даже при таком небольшом росте перевозки могут упасть – пассажирам нужны не новые терминалы, а дешевые перелеты. Лучше построить сарай, но не поднимать тарифы», – возмущен топ-менеджер другой авиакомпании.

Хабаровский аэропорт в 2016 г. принял с учетом транзита 1,87 млн пассажиров.