«Каравай» закончил прошлый год с убытком в 137 млн рублей

Конкуренция крупных производителей с частными пекарнями обостряется
Компания занимает треть петербургского рынка / Евгений Егоров/ Ведомости

Выручка ОАО «Каравай» в 2016 г. увеличилась на 4% до 8,9 млрд руб., компания показала убыток в 137,5 млн руб., говорится в годовом отчете. Это первый убыток компании с 1999 г. (более ранних данных нет), прибыль за 2015 г. составила 97,8 млн руб. «Каравай» реализовал в прошлом году 98 424 т хлебобулочных и кондитерских изделий, на 5% меньше, чем в 2015 г. Свою долю петербургского рынка компания по-прежнему оценивает в 33% (второе место после Fazer). Fazer в 2016 г. сократил свою выручку в России на 6,3% до 177 млн евро, но продажи в местной валюте стабильно росли, говорится в отчете Fazer. Fazer отмечает устойчивую эффективность в сегменте замороженных полуфабрикатов для выпечки. Доля российского подразделения в общих продажах компании сократилась с 14 до 11%. В 2015 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Фацер» составила 10,1 млрд руб. (в 2014 г. – 15,6 млрд руб.), чистый убыток – 300 млн руб. (в 2014 г. – прибыль 615 млн руб.).

Причиной ухудшения показателей «Каравай» называет негативную политическую и экономическую ситуацию, рост курса основных валют, кроме того, выросли издержки на сырье, материалы и оборудование, усилилось регулирование, упали доходы населения. По данным «Каравая», основными проблемами хлебопекарной отрасли является уровень возврата непроданной продукции, размер бонусов и премий клиентам, рост продаж по фактически убыточным социальным сортам и продуктам под собственными марками розничных сетей, невозможность переноса роста издержек в цены на готовую продукцию, несправедливое распределение стоимости продукта в пользу сетевого ритейла. Кроме того, в 2016 г. усилилось потребление свежеиспеченной продукции, что способствует оттоку клиентов к частным производителям, пекарням шаговой доступности, и сокращает объем продаж изделий промышленного выпуска, говорится в отчете.

В 2016 г. наблюдался рост продаж хлебобулочных изделий, в том числе и в сопоставимых магазинах, причем этот рост четко коррелирует с динамикой выручки компании в целом, сообщила пресс-служба сети «Лента». По ее данным, продажи промышленного хлеба и выпечки растут несколько быстрее выручки собственных пекарен, в том числе из-за высокой лояльности покупателей к местным брендам. Представители «Дикси», «Интерторга» и X5 Retail Group не ответили на запрос «Ведомостей».

Хлебная империя

В холдинг «Каравай» входит четыре предприятия в Петербурге и Ленобласти («Каравай», Кушелевский хлебозавод, «Заря» и фирма «Невская сушка») и Самарский хлебозавод № 5. Основные акционеры – председатель совета директоров Николай Тютюнников (25,43%) и ООО «Каравай центр» (68,85%, принадлежит Николаю Тютюнникову (71,2%) и Марине Тютюнниковой (24,6%). У холдинга есть пять магазинов фирменной торговли с кафе-кондитерскими.

Сокращение интереса потребителей к индустриальному хлебу в пользу ремесленного – неизбежная тенденция, считает директор ООО «Хлебная усадьба» Хачатур Сугян. По его словам, сегодня люди, даже имея небольшие средства, хотят получить товар без искусственных добавок, с ярким хлебным ароматом и лучшими потребительскими качествами. Хлебобулочным производителям нужно меняться, делать другой хлеб, считает Сугян. Производители ремесленного хлеба, которые имеют собственное производство, по его словам, могут конкурировать по цене с производителями индустриального хлеба. По оценке Сугяна, в месяц в Петербурге открывается от 5 до 10 магазинов-пекарен, но через какое-то время произойдет насыщение и 70% из них уйдет с рынка, не выдержав конкуренции, останутся те, у кого есть собственное производство, технологии, специалисты. Пекарни, которые открываются сейчас, уже не хлебные бутики, а нормальные булочные с приемлемыми для покупателей ценами. В 2016 г. «Хлебная усадьба» открыла семь собственных филиалов, в 2017 г. уже открылось три и планируется еще пять, говорит Сугян.

Развитие собственного производства хлебобулочных изделий в местах продаж (и в магазинах, и в интегрированных форматах, сочетающих розничную торговлю и зоны общепита) гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров называет ключевым трендом последних лет. Собственное производство представлено не только в крупных форматах (супермаркетах и гипермаркетах), но и в дискаунтерах, и в «магазинах у дома», и в специализированных магазинах-пекарнях, магазинах-кафе и кондитерских, говорит он. По его словам, хлебозаводам все сложнее конкурировать с ритейлерами, которые самостоятельно выпекают хлеб, так как уже сейчас ряд гипермаркетов (например, «Лента») предлагают покупателям хлеб, который выпекается каждые два часа, этот уровень свежести недостижим для традиционных поставщиков хлеба. В целом доля собственного производства хлебобулочных изделий в структуре продаж хлеба у ритейлеров уже составляет до 15% в крупных форматах (супермаркеты и гипермаркеты) и до 5% даже в дискаунтерах, оценивает Бурмистров. По его словам, наиболее динамично растущим форматом с точки зрения количества открытий являются магазины, оснащенные мини-пекарнями и зонами кафе, например такие как сеть пекарен «Буханка» или сеть магазинов «Естный».