UC Rusal предложила «Русгидро» долю в Тайшетском алюминиевом заводе

В обмен на дешевое электричество
При реализации проекта ТаАЗа UC Rusal рискует нарушить ковенанты по долгу, поэтому согласие «Русгидро» является ключевым элементом реализации проекта/ Тайшетский алюминиевый завод

UC Rusal предложила «Русгидро» долю в проекте строительства Тайшетского алюминиевого завода (ТаАЗ) в Иркутской области. Взамен энергокомпания должна взять на себя долг проекта пропорционально полученной доле и предоставить ТаАЗу скидку на электроэнергию. Таково последнее предложение UC Rusal, направленное в энергохолдинг. Об этом «Ведомостям» рассказали со ссылкой на менеджеров металлургической компании сотрудники российского инвестбанка и банка, ведущего переговоры о проектном финансировании строительства ТаАЗа.

Участие «Русгидро» – основное условие банков для предоставления финансирования, говорят собеседники «Ведомостей». Без «Русгидро» у UC Rusal возникают существенные риски, отмечает один из них. Очень важно получить скидку на электроэнергию.

При реализации проекта ТаАЗа UC Rusal рискует нарушить ковенанты по долгу, поэтому согласие «Русгидро» является ключевым элементом реализации проекта, говорит аналитик АКРА Максим Худалов. Он указывает, что к моменту планируемого запуска завода в 2020 г. цены на алюминий вряд ли вырастут с нынешних $1800 за 1 т до более $2000 за 1 т. При этом на ТаАЗе примерная себестоимость 1 т продукции составит $1550. А если удастся, как и в Богучанском проекте, который UC Rusal реализует вместе с «Русгидро», получить 50%-ную скидку, то себестоимость может снизиться на $300, подсчитал Худалов.

По словам еще одного человека, близкого к одной из сторон переговоров, пока обсуждение идет очень вяло. Доля «Русгидро» и размер скидки обсуждаются, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Деньги на проект готовы предоставить Сбербанк, Газпромбанк и ВЭБ, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к одной из сторон переговоров. Каждый планировал предоставить по трети необходимых средств, но доли могут поменяться, отмечал он. По его словам, кроме участия «Русгидро» инвесторов также беспокоят сроки и финансовая модель проекта.

Представители Сбербанка и UC Rusal отказались от комментариев. Их коллеги из «Русгидро» и Газпромбанка не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель ВЭБа ответил, что банк проводит экспертизу проекта и рассматривает различные варианты.

Справится сам

Если договориться с «Русгидро» не получится, UC Rusal будет пытаться делать проект самостоятельно, но это может занять более длительное время, говорит один из собеседников «Ведомостей». Директор по стратегии UC Rusal Олег Мухамедшин сказал Reuters, что компания хочет достроить первую очередь завода к 2020 г.

UC Rusal начала строительство Тайшетского завода (мощность первой очереди – 430 000 т алюминия) еще в 2005 г., но в 2009 г. он был заморожен. Компания уже успела вложить в него $770 млн. Стоимость оставшихся инвестиций оценивается в $700 млн. Участие в ТаАЗе UC Rusal предложила «Русгидро» в 2016 г. как альтернативу строительства второй очереди Богучанского алюминиевого завода, который вместе с Богучанской ГЭС входит в совместный проект UC Rusal и «Русгидро» – БЭМО (компании владеют им на паритетных началах).

Весной первый заместитель гендиректора «Русгидро» Андрей Казаченков говорил, что компания не будет входить в новые алюминиевые проекты с UC Rusal. Но уже в конце мая председатель совета директоров энергокомпании Юрий Трутнев заявил, что кроме мнения «Русгидро» могут быть и другие составляющие решения. «Если выбирать, будет создан новый высокотехнологичный завод по производству алюминия в Сибири или не будет, то я лично, как гражданин России, голосую «за», – передавал слова чиновника «Интерфакс».

Рынок вряд ли с энтузиазмом воспримет участие «Русгидро» в ТаАЗе, считает аналитик «Ренессанс капитала» Владимир Скляр. Инвесторы ждут от «Русгидро» сокращения инвестиционных и операционных затрат, роста прибыли и дивидендов, концентрации на стратегии электрогенерации, перечисляет он, Тайшет в эти рамки не вписывается. Более того, с учетом неразрешенных вопросов по восстановлению Загорской ГАЭС-2, по возможному новому циклу инвестиций в модернизацию генерирующих мощностей, а также с учетом опыта участия в БЭМО Тайшет для «Русгидро» в текущих условиях может стать больше обузой, нежели интересной сделкой, отмечает Скляр.