Российские вагоностроители разработают отечественный вагон для рыбы

Сейчас большая часть скоропортящихся грузов едет в импортных
Минпромторг профинансирует разработку российской модели рефрижераторного контейнера для перевозки скоропортящихся продуктов/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Минпромторг профинансирует разработку российской модели рефрижераторного контейнера для перевозки скоропортящихся продуктов. До конца июля на субсидирование проектных работ ведомство получит 50 млн руб., сообщил президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Виталий Момот. Затем министерство проведет тендер. Представитель Fesco (владеет крупнейшим оператором, см. график) напоминает, что субсидию на НИОКР правительство одобрило в 2016 г. Представитель Минфина пояснил, что эти торги находятся в ведении Минпромторга. Его представитель не ответил.

В тендере могут принять участие «Уралвагонзавод» (УВЗ), «Абаканвагонмаш» (входит в RM Rail) и «Тонар», говорит Момот. В управлении операторов около 11 000 рефконтейнеров, большая часть парка – импорт.

Проблемой чиновники занимаются с 2015 г. Тогда министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что импортные рефрижераторные вагоны необходимо заменить отечественными, поставки которых могут начаться в I квартале 2017 г. Контейнеры должны были быть как на железнодорожной, так и на автомобильной платформе и дешевле импортных аналогов почти на 25%. Сейчас самая популярная китайская модель стоит 1,2 млн руб., говорит Момот. Но исходя из предложений, которые делали производители год назад, российский контейнер может оказаться дороже. Бывший гендиректор УВЗ Олег Сиенко предлагал выпускать рефконтейнеры для перевозки рыбы и морепродуктов стоимостью 1,8 млн руб. Выпуск компания готова была наладить при рентабельности этого производства не менее 25% и заказе не менее 10 000 контейнеров в год. У «Абаканвагонмаша» условия были такие же, цена – 1,6 млн руб. «Тонар» готов был наладить производство при стоимости 1,4 млн руб. «Потребность в рефконтейнерах ежегодно достигает 300 единиц», – уточнил Момот. Представители компаний на запрос не ответили.

Крупнейшие операторы на рынке перевозок в рефконтейнерах – «Дальрефтранс» (входит в группу Fesco) и «Агентство рефперевозки» (см. график). Каждый ежегодно перевозит до 200 000 т скоропортящихся грузов. По словам Момота, ассоциация, куда входит «Агентство рефперевозки», считает приемлемым лишь предложение «Тонара». Завод изготавливает контейнеры для автотранспорта. Их можно использовать на железной дороге после установки дополнительных холодильных установок. Себестоимость одного контейнера в «Тонаре» эксперт оценил в 1 млн руб. «Дальрефтрансу» нужно примерно 2000 рефконтейнеров. Сейчас их можно купить, например, в Китае, говорит представитель Fesco. Поэтому, подчеркивает он, российские модели должны быть конкурентоспособны. «Субсидии на приобретение парка могут способствовать решению проблемы», – добавляет представитель.

По железной дороге перевозки в рефконтейнерах снижаются из-за дороговизны, но обновлять парк необходимо, говорит Момот. «Существующего парка достаточно, – считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. – Организация производства в России может осложниться отсутствием крупных заказов и высокой себестоимостью рефконтейнеров».