Холодное лето увеличило посещаемость торговых центров Петербурга

Но аномальная погода не сделала покупателей щедрее
Петербуржцы пережидают дождь в торговых комплексах / Анастасия Арашкевичуте/ Ведомости

Летом Shopping Index компании Watcom показывает рост на 2–3% вопреки традиционному летнему снижению покупательской активности и кризисным тенденциям, говорит президент ГК Watcom Роман Скороходов. Watcom анализирует трафик 40 петербургских качественных торговых комплексов, ее индекс рассчитывается как плотность посетителей в день на 1000 кв. м арендопригодной площади. Shopping Index в 24 и 25-ю недели года (с 12 по 25 июня) показал рост 1 и 6% соответственно, тогда как в прошлом году в это время было снижение на 5,3 и 8,4%. Рост связан с аномально холодным летом, люди стали чаще посещать развлекательные зоны в торговых комплексах, говорит Скороходов. В целом в 2016 г. Shopping Index в Петербурге упал на 6,2%, за прошедшие недели 2017 г. он вырос на 2,3%.

В УК «Адамант» (22 торговых комплекса в Петербурге) заметили увеличение трафика по сравнению с прошлым годом. Алена Мариничева, директор департамента рекламы УК «Адамант», связывает это с улучшением покупательских настроений: люди адаптируются к экономической ситуации, что влечет за собой медленную, но положительную динамику уровня потребления. Отчасти увеличение посещаемости можно связать с аномально холодным началом лета в Петербурге – в условиях дождливой погоды многие проводят свободное время в городе, посещая развлекательные центры в ТРК и магазины, добавляет она.

Рост на промтоварах

По данным Петростата, за пять месяцев 2017 г. петербургский рынок розничной торговли вырос на 1,8% до 519,8 млрд руб.: продовольственная розница сократилась на 4,6%, непродовольственная – выросла на 5,6%

С начала мая виден рост посещаемости по всем 10 торгово-развлекательным комплексам Fortgroup, говорит Дарья Сизых, заместитель коммерческого директора Fortgroup. По сравнению с июнем прошлого года трафик в ТРК вырос в среднем на 5%, по ряду объектов отмечен прирост на 15%, говорит Сизых. В июле, вероятно, прирост замедлится, но в целом тенденция увеличения посещаемости комплексов сохранится до конца года, считает она. В июне на увеличение трафика во многом повлияли погодные условия, считает Сизых. Рост посещаемости заметил и Патрик Сьоберг, исполнительный директор по управлению торговыми центрами SRV в России (торговые центры «Жемчужная плаза» и «Охта-молл»). По его словам, ТРЦ «Жемчужная плаза» показывает уверенный и стабильный прирост в июне к предыдущему месяцу – 15%, к июню 2016 г. – 10%, год назад открывшийся ТРЦ «Охта молл» также показывает положительную динамику посещаемости. Но холодная погода привела к снижению объема продаж летних коллекций фэшн-сегмента, общий прогноз при этом остается положительным, виден прирост из месяца в месяц по динамике посещаемости и товарообороту, говорит Сьоберг. Летние коллекции в этом году действительно продаются плохо, но фэшн-сегмент и в целом пострадал от кризиса, посещаемость магазинов высокая, люди заходят и смотрят, мерят, но не покупают, сетует топ-менеджер одной из сетей магазинов одежды.

В ТРК «Лето» в июне прирост посещаемости по отношению к прошлому году составил примерно 10–15%, это связано с началом сезона скидок и притоком в город туристов в связи с матчами Кубка конфедераций, передал через пресс-службу Александр Пережогин, коммерческий директор Malltech. По данным комитета по развитию туризма, на матчи Кубка конфедераций приехало 300 000 болельщиков, из них, по данным оргкомитета, около 8% – иностранцы. В этом году Malltech приступила к реновации торгового комплекса, и по итогам всех мероприятий ожидает роста общей посещаемости комплекса на 10–15%.

В начале летнего сезона «Евросеть» видит рост трафика в петербургских магазинах, в том числе в ТЦ, в среднем на 5%, кроме того, заметно вырос средний чек – на 20%, говорит Марина Савкина, управляющий северо-западного филиала «Евросети». Прогноз до конца года оптимистичный, особенно если ТЦ будут учитывать потребности посетителей, удерживать пул интересных арендаторов, будут идти навстречу по арендным ставкам, совершенствовать свою концепцию и грамотно организовывать места для досуга людей, считает она. В данный момент большинство салонов мы открываем пока в ТЦ, сейчас концентрация торгового трафика в торговых центрах выше, чем в стрит-ритейле, 70% магазинов Петербурга расположены в ТЦ и только 30% в стрит-ритейле, добавляет Савкина.

Посещаемость действительно растет, если сравнивать предыдущие месяцы и май – июнь 2017 г., но этот прирост – нормальная ситуация, его правильнее считать сезонным, говорит Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец «Лаш раша» (Lush Russia). Но при этом, по его данным, падение трафика в торговых центрах Петербурга в июне 2017 г. составило 16%, в мае – около 7% по сравнению с прошлым годом. Азаров надеется, что к сентябрю ситуация изменится в лучшую сторону и прогнозирует на IV квартал 2017 г. рост трафика около 5%. Интересной тенденцией стало снижение среднего возраста покупателей: в магазины приходит много детей и подростков, причем самостоятельно, без родителей, и они не только приходят, но и активно делают покупки, замечает Азаров. При этом в целом покупать больше не стали: средний чек по сравнению с прошлым годом почти не изменился, отмечает он. Виталий Свидовский, гендиректор группы компаний «Теремок» в Петербурге, тоже не заметил роста посещаемости питерских ТРК. Скорее происходит перераспределение потоков между торговыми комплексами, считает он. При анализе продаж ресторанов «Теремок» в ТРК также не видно положительных изменений, добавляет Свидовский.

По словам Сьоберга, виден также стремительный рост спроса на индустрию развлечений: рестораны и развлекательные центры для детей и для взрослых, интеллектуальные и массовые развлечения, квесты. Нельзя сказать, что в общем по рынку посетители стали больше покупать: сейчас люди готовы посетить несколько комплексов, чтобы выбрать наиболее оптимальное предложение по цене, также часть покупок уходит в интернет, говорит Сизых. Но виден рост интереса к развлекательной составляющей, поэтому задача управляющих компаний торговых центров – предоставить широкий выбор и комфортное времяпрепровождение в торговом комплексе, включающее не только шопинг и возможность решить бытовые вопросы, но также возможность отдохнуть, провести время с семьей и друзьями, говорит она. Средний чек покупки в ТРЦ «Лето» сейчас составляет примерно 1600 руб., что практически не отличается от показателей прошлого года, говорит Александр Перегожин. Магазины не превратились в шоурумы, которыми посетители торгового центра пользуются исключительно для примерки и визуального знакомства с товарами, но значительную долю от всех покупок стали составлять товары со скидками, отмечает он.

Еще с прошлого сезона заметен рост посещаемости торговых комплексов со стороны иностранных туристов, говорит Сьоберг. «Для европейских, китайских и российских туристов мы разработали специальную программу и туристический буклет, пилотная версия программы в этом году запущена в ТРЦ «Жемчужная плаза», и уже сейчас мы видим увеличение туристического потока», – отмечает он. В 2016 г. число туристов в Петербурге выросло на 6% до 6,9 млн человек, из них 2,9 млн – иностранцы. В 2017 г. комитет по развитию туризма ожидает не менее 7 млн туристов.

По данным Петростата, за пять месяцев 2017 г. объем петербургского рынка розничной торговли вырос на 1,8% до 519,8 млрд руб., при этом продовольственная розница сократилась на 4,6%, непродовольственная – выросла на 5,6%.