Лидер на рынке свинины и говядины «Мираторг» хочет стать и крупным производителем молока

Рентабельность молочного бизнеса выросла, и можно рассчитывать на субсидии
«Мираторг» – крупнейший производитель мраморной говядины в стране и, как результат, крупнейший получатель госсубсидий, выделенных этой подотрасли / Андрей Гордеев/ Ведомости

Агропромышленный холдинг «Мираторг» в ближайшее время завершит бизнес-план проекта по производству сырого молока и молочной продукции, рассказал президент «Мираторга» Виктор Линник (его цитирует «Интерфакс»). Часть проекта будет реализована в Тульской области, отметил он. Также компания рассматривает и другие регионы, добавил представитель «Мираторга».

В молочный проект, по словам Линника, планируется вложить до $400 млн: деньги пойдут на строительство молочных ферм, а также производство сыров и кисломолочной продукции. Общее поголовье молочного стада составит, по данным компании, до 20 000 голов; первый этап проекта будет рассчитан на 5000 голов.

«Мираторг» – крупнейший в России производитель свинины и говядины, согласно Национальному союзу свиноводов и Национальной мясной ассоциации. За 2016 г. агрохолдинг, по собственным данным, произвел 409 000 т свинины (11,5% рынка), говядины – 62 140 т (нет данных); также компания производит куриное мясо и мясные полуфабрикаты. Выручка «Мираторга» в прошлом году составила 120 млрд руб.; план на этот – 150 млрд руб., сказал Линник.

Несколько лет назад «Мираторг» уже попробовал себя в качестве производителя молока: в декабре 2014 г. компания приобрела ферму «Благодатенская» в Курской области с поголовьем более 2000. Этот проект пилотный, чтобы определиться, заниматься ли этим бизнесом дальше, объяснял тогда представитель компании. В 2017 г. на этой ферме «Мираторг» запустил площадку для откорма бычков, полученных от молочных коров; площадка рассчитана на 30 000 голов. Под этот проект «Мираторг» даже получил 708 млн руб. госсубсидий по линии молочного животноводства.

Компания решила, что проект удался, объяснил представитель «Мираторга» планы по дальнейшим инвестициям в молочный проект, а наличие у компании площадки откорма дает синергетический эффект для всего бизнеса.

Сколько молока будут выпускать фермы, Линник не уточнил. Если дойное поголовье достигнет 20 000 коров, то в год компания сможет выпускать 160 000 т молока, подсчитал исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. На такие показатели производства агрохолдинг сможет выйти через 2–3 года после запуска производства, считает он. Компания сможет как минимум войти в топ-5 крупнейших производителей сырого молока. Сейчас два основных производителя – «Эконива» бизнесмена Штефана Дюрра и Агрокомплекс им Н. И. Ткачева семьи министра сельского хозяйства Александра Ткачева, выпустившие в 2016 г. по 220 000 т молока.

В России дефицит сырого молока оценивается примерно в 24%, поэтому запуск новых производств актуален, считает Белов. Кроме того, за последние три года сложилась благоприятная рыночная конъюнктура: после девальвации рубля в 2014 г. себестоимость и отпускная цена пропорционально выросли. Но позже рубль стал укрепляться, а цена на молоко осталась на хорошем уровне – 24 руб. без НДС за 1 кг молока. В итоге рентабельность бизнеса высокая – на уровне 20%, приводит расчеты Белов. Так, у «Эконивы» рентабельность по EBITDA в 2016 г. составила 34%, согласно ее годовому отчету.

В переработке доходность, наоборот, снизилась из-за кризиса, замечает Белов, хотя наличие собственной переработки дает равномерную доходность и защищает от колебаний цен на сырье. Из-за снижения доходов россиян и роста спроса на дешевую продукцию, содержащую пальмовое масло, у честных производителей доходность снизилась, подтверждает Дюрр. Он ждет улучшения ситуации через несколько лет.