Экскаваторы поедут на экспорт быстрее

Минпромторг предлагает в разы увеличить субсидии при экспорте дорожно-строительной и коммунальной техники
В первом полугодии экспорт бульдозеров, экскаваторов, дорожных машин снизился на 3,9%/ Максим Стулов/ Ведомости

Минпромторг предложил увеличить предельный размер субсидий, которые компенсируют часть логистических расходов при экспорте дорожно-строительной и коммунальной техники. При перевозке водным транспортом госпомощь может составить 1 млн руб. за единицу техники, автотранспортом – 210 руб. за 1 км пробега. Это следует из проекта постановления правительства, опубликованного на regulation.gov.ru.

Сейчас лимиты для дорожно-строительной и коммунальной техники при перевозке по воде составляют 100 000 руб., автотранспортом – 70 руб. за 1 км пробега. Минпромторг хочет повысить их до уровня тех, что установлены для сельхозмашин. Проект разработан для «обеспечения равной поддержки производителей промышленной продукции и оптимизации логистических затрат», говорится в пояснительной записке. Доля затрат при перевозке строительно-дорожной и коммунальной техники превышает 15% экспортного контракта. Миллиона хватит, чтобы покрыть большую часть транспортных расходов при перевозке тяжелой дорожно-строительной техники из России в любую страну Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии, считает гендиректор «Infoline аналитики» Михаил Бурмистров. До стран Латинской Америки перевозка обойдется примерно вдвое дороже, добавляет он.

Рынок растет

В I квартале 2017 г. продажи дорожно-строительной и спецтехники в России выросли на 29%, во II квартале – на 58%, по данным АЕБ. Чтобы достичь докризисного уровня, рынок должен вырасти еще минимум на 100% в 2018 г., приводит АЕБ слова председателя комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ, гендиректора Volvo CE Russia Андрея Комова.

Дополнительных средств из бюджета на 2017 г. не потребуется, говорится в пояснительной записке. В этом году на субсидии предусмотрено 9,4 млрд руб., по данным Российского экспортного центра (РЭЦ).

В первом полугодии экспорт бульдозеров, экскаваторов, дорожных машин снизился на 3,9% до $38,9 млн, основные направления – Казахстан, Узбекистан, Украина, Армения, приводит данные представитель РЭЦа. Гусеничный экскаватор весом 23 т стоит около 8 млн руб., а некоторые виды экскаваторов-погрузчиков – от 2 млн руб., это сопоставимо с сельхозтехникой, сравнять субсидии логично, говорит председатель совета директоров, основной акционер «Тракторных заводов» Михаил Болотин. По его словам, доля экспорта в общем выпуске концерна – около 10%, с ростом компенсации она может составить 15–20%. Может расшириться и список стран – например, за счет поставок в Иран, Азербайджан, говорит Болотин. Сейчас техника концерна в основном идет в Казахстан, Белоруссию и Узбекистан. Для продукции «РМ-Терекс» (СП «Русских машин» и Terex) – грейдеров, экскаваторов – Латинская Америка, Африка и Юго-Восточная Азия перспективны, но из-за больших расстояний поставки в количестве, удовлетворяющем заказчиков, были затруднены, говорит представитель. По его словам, в 2017 г. «РМ-Терекс» планирует поставлять в эти регионы около 50 единиц техники, в 2018 г. – при увеличении субсидирования перевозок – до 300–350 машин.