ФАС выяснит, почему цены на авиабилеты не снижаются перед вылетом

Игорь Артемьев раскритиковал иностранные системы бронирования
Это не первая претензия Артемьева, что непосредственно перед вылетом не продаются билеты по дешевке, о подобном он заявлял года два назад, но тогда обвинял авиакомпании, напоминает менеджер одной из систем бронирования/ Максим Стулов/ Ведомости

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев раскритиковал иностранные системы бронирования на совещании у президента в Калининградской области. «Российские авиакомпании импортировали из США и Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования, которые устанавливают тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса и т. д. Работа алгоритма этих систем выглядит как результат сговора мировых авиаперевозчиков», – заявил Артемьев. Руководитель ФАС предложил изучить данную систему и привести ее к экономически обоснованным показателям, чтобы избежать роста цен на билеты.

«Надо точно совершенно разобраться, что там происходит. Я знаю про эти компьютерные системы, которые сами цены устанавливают», – согласился с Артемьевым Владимир Путин. Хотя версию о заговоре международных компаний не поддержал: «Я и не могу сказать, что полностью с вами согласен по поводу сговора, но разобраться с этим точно нужно».

«Это реакция ФАС на жалобы на высокую стоимость авиабилетов, поступающие от граждан и руководителей регионов. Будем анализировать систему ценообразования, алгоритмы ее работы, формулы, по которым определяется цена в конкретный момент времени», – пояснил представитель ФАС. Хотелось бы, в частности, разобраться, почему цены на авиабилеты не снижаются перед вылетом, даже несмотря на недозагрузку судна, добавил он.

Это не первая претензия Артемьева, что непосредственно перед вылетом не продаются билеты по дешевке, о подобном он заявлял года два назад, но тогда обвинял авиакомпании, напоминает менеджер одной из систем бронирования. Но это было бы самым глупым шагом со стороны авиакомпаний, так как пассажиры стали бы сдавать дорогие билеты и покупать перед вылетом дешевые, а потом всегда откладывать покупку до вылета, добавляет он.

С упомянутыми Артемьевым компаниями Sabre и Amadeus в России работают «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» соответственно. Второй игрок на рынке S7 Group – с компанией SITA. С Amadeus также работают «Якутия» и лоукостер «Аэрофлота» компания «Победа». Остальные авиакомпании, в том числе UTair, - с российской компанией «Сирена-трэвел».

«Глобальная дистрибутивная система Amadeus является одним из множества каналов продаж, которыми пользуются авиакомпании в России. Система агрегирует тарифы, предоставляемые непосредственно перевозчиками, и отображает их в неизменном виде для туристических компаний, подключенных к Amadeus. Система не принимает решений относительно уровня цен и никак на него не влияет. На данный момент мы не получали никаких официальных запросов по этому поводу от органов государственной власти РФ, но полностью готовы к сотрудничеству», – комментирует Валерий Храбров, генеральный директор ООО «Амадеус - информационные технологии».

Представители Sabre и SITA на запросы пока не ответили. Это три крупнейшие системы бронирования в мире.

Системы управления доходами, которые, судя по всему, имел в виду Артемьев, есть у всех авиакомпаний мира, нацеленных на коммерческую работу, добавляет менеджер системы бронирования. При этом, уточняет собеседник, у авиакомпании может быть система бронирования от одного поставщика, а система управления доходами - от другого (у «Аэрофлота», например, их поставщик один, у S7 – разные). Стоит система управления доходами от $250 000 до десятков миллионов долларов в год и она действительно меняет цены на билеты в зависимости от спроса, который был на аналогичные рейсы в предыдущие периоды, - но так работает вся мировая авиация и в меньшей степени железнодорожные перевозки и гостиничный бизнес, продолжает собеседник. То есть отрасли, в которых при сравнительно постоянных расходах возможна огромная разница в доходах.

Система управления доходами может добавить авиакомпании 3-10% выручки, говорит менеджер системы бронирования.

«Аэрофлот» продавал билеты из Москвы в города - организаторы матчей ЧМ-2018 по футболу на дни чемпионата по завышенной цене: с 8 июня 2018 г. (чемпионат стартует 14 июля) билеты в Волгоград (пять ежедневных рейсов), Екатеринбург (8), Казань (7), Нижний Новгород (6), Ростов-на-Дону (6), Самару (7), Санкт-Петербург (20) и Сочи (10) стоили в 4–6 раз дороже, чем накануне. На прошлой неделе «Аэрофлот» объяснил это технической ошибкой и заявил, что вернет деньги без штрафных санкций всем, кто пожелает сдать купленные на эти дни билеты. Гендиректор Infomost Борис Рыбак объяснял, что продвинутая система бронирования сама могла поднять тарифы на эти дни, если коммерческая служба авиакомпании пометила их как особенные, потенциально предполагающие повышенный спрос.

Собеседник в одной из систем бронирования допускает, что в системе «Аэрофлота» создали рабочую симуляцию с повышением цен на футбольные направления и в результате глюка симуляция утекла в реальные продажи.