Железнодорожные грузовые перевозки восстанавливаются благодаря росту ставок и перевозок

Одним из стимулов для этого рынка будет программа реновации в Москве
Крупнейшие железнодорожные компании отчитались за первое полугодие 2017 г. – все показали рост по основным финансовым показателям/ А. Гордеев/ Ведомости

Крупнейшие железнодорожные компании отчитались за первое полугодие 2017 г. – все показали рост по основным финансовым показателям. Причина – восстановление рыночных ставок на аренду вагонов (средняя ставка на полувагоны выросла в 2 раза до 1300–1400 руб. в сутки, на фитинговые платформы – в 1,5 раза до 1300 руб.) и рост грузоперевозок (погрузка за первую половину 2017 г. – рост на 3,6% до 620,7 млн т), поясняют компании.

Чистая прибыль РЖД в первом полугодии по МСФО выросла на 18,9% до 53,3 млрд руб. Показатель EBITDA за отчетный период увеличился на 11,2% до 244,7 млрд руб., а доходы от грузовых перевозок холдинга – на 10,5% до 717 млрд руб., раскрывает РЖД. Компания связывает это с ростом грузооборота на 7% и повышением средней доходной ставки.

На существенное улучшение показателей РЖД оказала влияние и оптимизация издержек (сейчас эта сумма составляет около 32,5 млрд руб.), рассказал «Ведомостям» старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов. Она позволила, по его словам, направить высвободившиеся средства на ранее недофинансированные проекты. «Благодаря необходимым инвестициям есть вероятность досрочной сдачи проекта модернизации БАМа и Транссиба, – прокомментировал он. – Мы планируем сохранить существующий тренд движения грузов на восток». Для этого предполагается усовершенствовать инфраструктуру – компания готовится перейти к реализации второго этапа модернизации магистралей БАМ и Транссиб.

Кроме того, выросла чистая прибыль и у Globaltrans – почти в 2,9 раза до 6,7 млрд руб., и у «Трансконтейнера» – в 2 раза до 2,8 млрд руб. Их выручки увеличились на 23% до 25,4 млрд руб. и на 30,3% до 30,673 млрд руб. соответственно. Представители обеих компаний отмечают, что причиной этого стали также контроль издержек и эффективное управление порожними пробегами, рост производительности труда. Перевозки вагонным и контейнерным парком выросли на 23%, замечает представитель «Трансконтейнера».

«В сегменте полувагонов сохраняется благоприятная ценовая конъюнктура, но и зависимость от изменения экономической ситуации и баланса спроса и предложения», – говорит представитель Globaltrans. По ожиданиям, рыночная конъюнктура в сегменте железнодорожных перевозок нефтепродуктов и нефти останется сложной.

Выручка Первой грузовой компании (ПГК), согласно отчету компании по РСБУ, выросла на 19,7% до 47,4 млрд руб. Представитель оператора пояснил, что рост обусловлен дополнительно и сокращением оборота вагонов на путях клиентов.

Погрузка в 2016 г. составила 1,2 млрд т. В июле первый вице-президент РЖД Анатолий Краснощек прогнозировал рост погрузки по итогам 2017 г. на уровне 2,6%. Михайлов добавил, что этот показатель будет скорректирован в сторону увеличения.

«Мы четко видим, что наблюдается устойчивый рост: прирост за восемь месяцев – почти 3% от погрузки 2016 г., тарифный грузооборот вырос более чем на 7%, в него включаются в том числе и транзитные перевозки, которые очень хорошо выросли», – сказал президент РЖД Олег Белозеров. Он уточнил, что «растет экспортная погрузка в адрес российских портов – на 6,7%».

Положительная динамика на рынке грузовых перевозок, которая началась в конце 2016 г., усилилась, но полного восстановления до конца не произошло, считает партнер компании «Финэкспертиза» Татьяна Подтикан.

Основными драйверами роста рынка в первом полугодии стали каменный уголь (+9,4%), химические и минеральные удобрения (+8,1%), зерно и продукты перемола (+9,9%), замечает она. Пока по погрузке отстают строительные грузы – за шесть месяцев погрузка упала на 5,5% до 65 млн т, но запуск реновации в Москве может стать стимулом для улучшения показателей, добавил эксперт. «Для РЖД и операторов сейчас важно в первую очередь сохранить текущие показатели», – добавила она.