Михаил Гуцериев отдал сыну нефть

Сейчас Саид отвечает за нефтепереработку в группе «Сафмар»
По данным кипрского реестра, у Саида 19% в компании Lambency Holdings, через которую группа «Сафмар» контролирует нефтяные «Нефтису» и «Русснефть»/ Е. Разумный/ Ведомости

Основатель группы «Сафмар» Михаил Гуцериев сделал сына Саида совладельцем нефтяного бизнеса, рассказал сам бизнесмен в интервью Forbes. «Саид, мой сын, работает по 16 часов в сутки. Он заслуживает уважения. У него теперь есть доли в нефтяном бизнесе – я с ним поделился своим пакетом», – сказал он.

По данным кипрского реестра, у Саида 19% в компании Lambency Holdings, через которую группа «Сафмар» контролирует нефтяные «Нефтису» и «Русснефть». Михаил Гуцериев сохранил контроль. Саиду также принадлежат доли в «Эльдорадо», «М.видео», «Техносиле» и др. Семья Гуцериевых – Шишхановых возглавила рейтинг богатейших кланов России, составленный Forbes. Состояние семьи оценено в $9,91 млрд.

В начале августа в интервью «Ведомостям» Гуцериев рассказывал, что в группе «Сафмар» его сын отвечает за нефтепереработку, а он сам – за нефтяное направление. Группе принадлежит Орский нефтеперерабатывающий завод в Оренбургской области, который входит в компанию «Фортинвест». Ее гендиректор – Саид Гуцериев. Совокупная добыча «Русснефти» и «Нефтисы» – 14 млн т.

Некоторые российские бизнесмены, сколотившие состояние в 1990–2000-х гг., постепенно передают его детям. В начале 2015 г. сын Сулеймана Керимова Саид появился в числе бенефициаров Wandle Holdings Limited, которая владела 40,2% Polyus Gold (головная компания «Полюса»). К 2016 г. Керимов-младший полностью консолидировал Polyus Gold. Сыну президента «Лукойла» Вагита Алекперова – Юсуфу принадлежит 0,13% в компании. Но доли в бизнесе напрямую детям передают не все. Например, гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев, сын Андрея Гурьева, стоявшего у истоков создания холдинга, долей в компании напрямую не владеет. Семья Гурьева-старшего через несколько офшоров контролирует 43,66% «Фосагро».

Российский бизнес характеризуется высоким уровнем клановости, причем кланы эти чаще всего именно семейные, говорит аналитик «Алор брокера» Кирилл Яковенко. «С учетом того что во всем мире передача бизнеса по наследству является распространенной практикой, особенно в патриархальных странах, в перспективе 10–15 лет мы можем стать свидетелями первых прецедентов наследования бизнес-империй», – говорит он. Передача дел – это стимул, сигнал к тому, что рано или поздно Саиду Гуцериеву придется, возможно, и возглавить его, добавил он.