Новые авиакомпании могут не взлететь без российских самолетов

Минтранс хочет поменять правила выдачи сертификата эксплуатанта
Новые российские авиа-компании, возможно, не смогут начать полеты без трех российских самолетов в парке/ А. Гордеев/ Ведомости

Минтранс планирует обязать новые авиакомпании иметь в своем парке не менее трех воздушных судов российского производства не старше пяти лет. Уведомление о начале разработки изменений в авиационные правила размещено на портале regulation.gov.ru. Общественное обсуждение проекта продлится до 11 сентября.

Изменения должны стимулировать российских авиаперевозчиков, планирующих выполнять регулярные полеты, увеличивать число отечественных самолетов, говорится в сообщении Минтранса. Ведомство уточняет, что сейчас, чтобы получить сертификат на выполнение регулярных перевозок, в парке авиакомпании должно быть не менее восьми судов с количеством пассажирских мест 55 и более. Основу парка российских авиакомпаний составляют самолеты Boeing и Airbus (см. график).

За предыдущие годы выход новых компаний на рынок исчислялся единицами, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев: поэтому в нынешней ситуации инициатива Минтранса ничего не меняет. Сейчас на рынке не так безоблачно, чтобы запускать новые авиакомпании, если такое и будет происходить, то только на условиях господдержки, считает он.

Рынок авиаперевозок растет, но вопрос в конкурентоспособности, не соглашается аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. По данным Минтранса, российские авиакомпании за январь – июль 2017 г. увеличили перевозки на 20% до 58 млн пассажиров. Но новой небольшой авиакомпании будет сложно летать на региональных самолетах по России, а международные маршруты ей никто не даст, так как они уже разобраны крупными игроками, и для их получения нужно соответствовать большому количеству требований, говорит он.

Из новых авиакомпаний в ближайшее время должен начать полеты «Азимут», созданный в 2014 г. совладельцем «Внуково» Виталием Ванцевым и его партнерами Павлом Удодом и Павлом Екжановым. Свой сертификат «Азимут» получил в середине августа. Это был первый сертификат с 2015 г., когда полеты начала татарская «ЮВТ авиа». Сегодня в парке у «Азимута» три самолета SSJ100, всего компания законтрактовала восемь самолетов.

«Азимут» будет лакмусовой бумажкой, говорит Пантелеев: если его запуск удастся, то это станет примером того, что самолеты SSJ100 не так страшны. Но сейчас предлагаемые Минтрансом меры легко обойти, отмечает Пантелеев. Пока нет понимания размерности самолетов, можно заполнить парк тремя небольшими отечественными самолетами, а по факту эксплуатировать другие, либо купить уже существующую авиакомпанию, либо подавать заявку на получение сертификата прямо сейчас, пока норма не вступила в силу, перечисляет он. «Азимут» – единственный пример компании, которая собирается в основном использовать SSJ100, отмечает Юминов.

Пока речь будет идти только о SSJ100, говорит Юминов. Первые летные образцы магистрального самолета МС-21 будут готовы только к 2019 г., говорил президент ОАК Юрий Слюсарь (слова по «Интерфаксу»).

Инициатива Минтранса существенно усложнит выход на рынок новым авиакомпаниям, считает Юминов: одно дело взять недорого подержанные самолеты Boeing или Airbus, другое – найти подержанные и тем более новые самолеты SSJ100. К тому же у этих самолетов другая экономика, SSJ100 – региональный самолет, а большинство авиакомпаний занимаются ближнемагистральными перевозками, им нужны самолеты большей вместимости и дальности полета, отмечает аналитик.