Объем сделок M&A в нефтегазовом секторе растет впервые с 2014 года

Восстановление цен на нефть придает уверенность участникам отрасли
Крупные нефтяные компании продают активы в Северном море, а фонды прямых инвестиций их активно покупают/ Matthew Lloyd / Bloomberg

Объем слияний и поглощений в нефтегазовом секторе в этом году может увеличиться впервые с тех пор, как цены на нефть обвалились в 2014 г. Последние два года активность в сфере M&A падала, так как участники отрасли испытывали финансовые проблемы, но теперь начинают приводить свои балансы в порядок.

По данным Mergermarket, объем слияний и поглощений в секторе с начала года составил $270 млрд. Это на 40% больше, чем в первые девять месяцев 2016 г. ($192 млрд), при этом оценка Mergermarket не включает данные по Латинской Америке. Как отмечает Грэм Уотсон, партнер юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer, условия для повышения деловой активности стали более благоприятными, так как частичное восстановление цен на нефть и резкое снижение издержек вернули уверенность участникам отрасли.

Некоторые сделки позволяют предположить, что крупнейшие энергетические компании снова сосредоточились на росте бизнеса. Например, в августе Total приобрела за $7,45 млрд нефтегазовое подразделение конгломерата Moeller-Maersk. В начале года ExxonMobil договорилась потратить до $6,6 млрд на покупку компаний, работающих на сланцевом месторождении Permian Basin в США. «В последние годы наблюдался недостаток геологоразведочных работ и новых проектов, поэтому компании начинают беспокоиться о том, чем они будут замещать свои запасы», – говорит Уотсон.

В то же время нефтяные гиганты избавляются от нежелательных активов, чтобы снизить долговую нагрузку и изменить портфель активов в соответствии с меняющейся ситуацией в энергетике. Так, Royal Dutch Shell в этом году договорилась о продаже активов на $15 млрд, в том числе в нефтеносных песках Канады, которые требуют высоких расходов и стали менее привлекательными на фоне низких цен на нефть и борьбы с изменением климата. Также Shell продавала активы в Северном море, где находятся одни из самых старых в мире нефтяных месторождений.

Благодаря стабилизации цен в пределах $40-60 за баррель в последний год компаниям стало легче договариваться о цене, утверждает Уотсон. «Покупатели уверены, что нефть не подешевеет до $25, а продавцы – что не подорожает снова до $100», – отмечает он.

Стоимость нефти Brent на этой неделе достигла $59 за баррель, самого высокого уровня за два года. Это в два с лишним раза дороже $27,1 за баррель в январе 2016 г., но по-прежнему далеко от $115 в июне 2014 г.

Высокую активность проявляют фонды прямых инвестиций, на долю которых пришлось 15% сделок, или рекордные для них $41,9 млрд. В основном они приобретали активы в Северном море, где EIG Partners, Carlyle Group и CVC Capital Partners помогли Chrysaor и Neptune приобрести активы у Shell и Engie. По прогнозам Уотсона, в этом сегменте будут новые сделки: «У фондов прямых инвестиций полно денег, но им требовалось время на поиск менеджеров [с опытом в нефтегазовом секторе] и на то, чтобы разобраться в регулировании отрасли. Теперь они готовы».

В свою очередь нефтяные гиганты, продающие старые активы этим фондам, ищут новые источники роста выручки за пределами традиционного для себя бизнеса. На прошлой неделе Total заплатила 237,5 млн евро за 23% акций Eren, занимающейся возобновляемой энергетикой. «[Предшествовавшая этому] сделка с Maersk свидетельствует, что Total по-прежнему является нефтегазовой компанией. Но крупные игроки все чаще будут делать инвестиции в альтернативную энергетику, думая о переходе на более чистые технологии в долгосрочной перспективе», – говорит один из участников отрасли.

Перевел Алексей Невельский