Брат губернатора Подмосковья занялся переработкой водорослей

Вместе с партнерами он купил уникальное предприятие в Архангельской области
Упаковка сухих водорослей для спа-процедур стоит почти 3000 руб. / Сергей Бобылев/ ТАСС

Новые собственники Архангельского опытного водорослевого комбината (АОВК) связаны с компанией «Русская аквакультура», сообщил «Ведомостям» человек, близкий к акционерам, и подтвердил чиновник администрации Архангельской области. В мае 2017 г. избран новый совет директоров комбината: в него вошли брат губернатора Подмосковья и основной владелец «Русской аквакультуры» Максим Воробьев, ее гендиректор Илья Соснов и совладелец производителя шин «Кордиант» Вадим Гуринов, согласно июньским материалам АОВКа на сайте Национального расчетного депозитария. Эти же люди – основные бенефициары АОВКа, уверяет знакомый всех троих. Возглавляет совет директоров Андрей Орлов, бывший гендиректор «Омскшины» (входит в «Кордиант»), сказано в документах и подтверждает сам Орлов.

Гуринов участие в бизнесе также подтвердил: по его словам, у него более 40%. Доли Воробьева и Соснова не известны. Через представителей Соснов от комментариев отказался, а Воробьев и вовсе заверил, что не является ни бенефициаром, ни собственником АОВКа. Он настаивает, что покинул совет директоров комбината, но, когда и на каком основании, не пояснил. В документах записи об избрании нового совета директоров АОВКа нет.

Архангельский водорослевый комбинат, сказано на его сайте, – единственное в России предприятие по добыче и глубокой переработке водорослей Белого моря (ламинария, фукус и др.), основанное почти 100 лет назад. На основе получаемых из водорослей альгиновой кислоты и маннита здесь выпускаются БАДы (альгинаты кальция, магния и др.), косметика для лица и тела, агар-агар и проч. 100% акций предприятия продано на аукционе Росимущества в декабре 2016 г. за 160,1 млн руб., покупателем стала фирма «Аквакультура Баренц», указано в протоколе аукциона. Последняя на тот момент принадлежала компании «Профит лэнд», ее владелец – кипрская «Оптимус прайм лимитед», а затем – «дочке» «Русской аквакультуры». Позже «Аквакультура Баренц» была ликвидирована, текущие владельцы АОВКа в «СПАРК-Интерфаксе» и собственных документах не указаны.

Гуринов считает производство альгинатов интересным бизнесом, прежде всего для выпуска биологически активных субстанций. Воробьев вместе с партнерами инвестировали в комбинат, поскольку видят здесь большие перспективы, добавляет человек, работавший раньше в одной из компаний, принадлежащих бизнесмену. Сейчас акционеры ожидают от менеджмента отчета о первом сезоне работы: предстоит разобраться с реальной себестоимостью и потенциалом добычи, сообщил Гуринов. Параллельно АОВК открывает фирменные магазины – в планах до 30–40 точек на Северо-Западе России, а также занимается развитием бренда. Производство будет модернизировано, обещает Гуринов. Также здесь будет построен завод по переработке трески и пикши мощностью 50 т продукции в сутки, добавил Орлов.

Пока АОВК фактически стартап, говорят два знакомых собственника комбината, но у бизнеса есть потенциал. В 2016 г. выручка комбината составила 142 млн руб. (+12% к 2015 г.), прибыль – 21 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакса». «Мы рассчитываем на пятикратный рост добычи водорослей и их глубокой переработки в Архангельске. Мы договорились с инвесторами», – рассказывал в сентябре на Международном рыбопромышленном форуме губернатор Архангельской области Игорь Орлов. АОВК он назвал локомотивом этой отрасли.

Глубокая переработка водорослей – перспективное направление, поскольку позволяет выпускать более дорогую продукцию, чем привычная морская капуста, замечает исполнительный директор Рыбной ассоциации Алексей Аронов. Магазины Natura Siberica продают сухие водоросли в соли для домашних спа-процедур по 2939 руб., уточнил представитель компании «Первое решение» (бренды Natura Siberica, «Рецепты бабушки Агафьи»).

В ассортименте «Аптечной сети 36,6», по словам ее представителя, есть лишь два наименования продукции с использованием веществ из морских водорослей этой группы – итальянская косметика Santa Maria Novella, и она дорогая. Компания заинтересована в расширении ассортимента, в том числе и за счет более доступной отечественной продукции, отметил он.