Биржевые цены на дизельное топливо достигли рекорда

ФАС будет рекомендовать нефтяникам увеличить продажи, но эксперты говорят о его нехватке на рынке
Рост цен на зимнее дизтопливо можно объяснить в том числе ростом рублевых цен на нефть/ Евгений Разумный/ Ведомости

Оптовые цены на зимнее дизельное топливо взлетели, обновив исторические максимумы, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (см. график). В понедельник тонна зимнего дизельного топлива стоила на бирже 45 740 руб. С начала сентября цены выросли на 12%, к уровню прошлого года рост составил 23%.

На российском рынке в октябре возник стандартный для этого периода дефицит зимнего и межсезонного дизельного топлива, говорится в обзоре экспертов независимого агентства «Аналитика товарных рынков».

Такой дизельный кризис случается у нефтяных компаний почти каждый год при переходе с летнего топлива на морозостойкие сорта, возможно, причина в ошибке планирования производства и распределения нефтепродуктов, отмечают они.

Проблема в низких объемах торговли на Петербургской бирже, уверен начальник управления ТЭКа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. Для сравнения: с начала октября объем торгов дизтопливом составил 7275 т, тогда как бензина Аи-92 – 36 780 т. ФАС следит за ростом цен на дизтопливо, сказал он. По его мнению, нельзя ориентироваться на цены при столь низких объемах торгов. ФАС намерена дать рекомендации производителям продавать на бирже больше дизтоплива. Ситуация с топливообеспечением страны стабильна, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток, сказал представитель Минэнерго: «Компании подтвердили готовность обеспечить рекомендованные Минэнерго запасы топлива, в том числе дизельного, что позволит пройти осенне-зимний период в штатном режиме».

Биржевые цены останутся высокими и даже могут продолжить рост в течение нескольких недель, так как у производителей нет товара для увеличения продаж на бирже, пишут эксперты агентства. Без дополнительного предложения устойчивого снижения цен не будет, указывают они: «Покупателям дизельного топлива можно посоветовать продержаться до конца октября – начала ноября, когда на бирже начнет продаваться ноябрьская выработка».

Рост цен на зимнее дизтопливо можно объяснить в том числе ростом рублевых цен на нефть: в этом году средняя ее цена была 3015 руб./барр., тогда как год назад – 2838 руб., говорит управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.

Оптовые цены на бензин и дизтопливо в отличие от розничных контролируются ФАС в меньшей степени и если розничные цены двигаются с уровнем инфляции, то оптовые в большей степени подвержены рыночным законам, объясняет аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Вариант роста цены на АЗС выше инфляции маловероятен, учитывая предвыборный год, считают эксперты «Аналитики товарных рынков». АЗС придется жертвовать своей маржей, отмечает Полищук. Другой вариант – побудить производителей вернуться к более адекватным ценам в крупном опте, заключают аналитики агентства.