Некачественный алюминий мог попасть в японские автомобили и самолеты Boeing

Японская Kobe Steel призналась в мошенничестве
Минтранс Японии призвал автопроизводителей проверить безопасность автокомпонентов от Kobe
/ Issei Kato / Reuters

Kobe Steel, третья по величине сталелитейная компания Японии и производитель строительного оборудования под маркой Kobelco, призналась, что в последние 10 лет систематически фальсифицировала сертификаты качества алюминиевой и медной продукции. Потенциально некачественный металл мог использоваться в производстве автомобилей, пассажирских поездов, самолетов и космических ракет (см. врез).

Выставленные трейдерами во вторник котировки акций Kobe Steel на Токийской фондовой бирже показывали падение на 21,9% по сравнению с ценой закрытия в пятницу (в понедельник на японском рынке был выходной). Капитализация Kobe Steel после скандального признания уменьшилась на 109,4 млрд иен (почти $1 млрд) и опустилась до 389,1 млрд иен ($3,5 млрд). Торги ее акциями, однако, не велись, потому что дневное падение котировок у компаний такого размера ограничено 20%.

Ведущие японские производители подтвердили, что использовали продукцию Kobe Steel при производстве легковых машин. Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries поставляли детали, выполненные из алюминия Kobe Steel, американской корпорации Boeing, в том числе для лайнера 777 Dreamliner. IHI сообщила, что использовала его в авиадвигателях, но не стала называть, в каких именно. IHI поставляет двигатели для Boeing, а также оборонной и аэрокосмической отраслей Японии; представители министерства промышленности сообщили, что материалы Kobe Steel использовались в некоторых видах оборонной продукции IHI. Получив уведомление о том, что с алюминием из Японии возможны проблемы, Boeing стал «работать с поставщиками», но «проведенный на данный момент анализ не дает оснований заключить, что существует какая-либо угроза безопасности», говорится в заявлении компании.

Кто купил фальшивку

Kobe Steel поставляла алюминий и медь с поддельными сертификатами качества примерно 200 компаниям. Ее продукция, в частности, использовалась для производства дверей и капотов автомобилей Toyota, Nissan, Mazda, Honda, Mitsubishi и Subaru. Две последние компании входят в состав крупных промышленных групп, где также использовали материалы Kobe Steel – при производстве самолетов и оборудования для оборонной промышленности.
Скандал затронул производителей реактивных двигателей и авиационного оборудования Kawasaki Heavy Industries и IHI, Mitsubishi Heavy Industries использовала материалы в самолетах Mitsubishi Regional Jet и космических ракетах H-2A
Кроме того, алюминий с поддельными сертификатами применялся в высокоскоростных поездах Shinkansen, хотя их оператор JR Tokai заверяет, что тестировал продукцию перед использованием.

Mitsubishi Heavy Industries 10 октября заявила, что алюминий Kobe Steel с поддельными сертификатами использовался в том числе при производстве ракеты H-2A, которая утром того же дня успешно вывела на орбиту геолокационный спутник. Mitsubishi пока не выявила дефектов в продукции Kobe Steel, но пообещала проверить все ракеты на предмет наличия в них скомпрометированных деталей. Известно, что детали из потенциально некачественного алюминия есть еще в одной ракете, которую должны запустить к марту 2018 г., пока дефектов в ней не найдено, сообщило агентство Kyodo.

Министерство транспорта Японии призвало автопроизводителей проверить безопасность автокомпонентов от Kobe.

Как следует из объяснений Kobe Steel, сертификаты систематически подделывались, когда качество продукции не соответствовало конкретным запросам заказчиков. Компания подсчитала, что фальшивые документы сопровождали 4% алюминиевой и медной продукции, отгруженной с сентября 2016 г. по август 2017 г. Это были алюминиевые листы и штампованные детали (19 300 т), литые и кованые детали (19 400 т), медные ленты и трубы (2200 т).

Компания ведет переговоры с заказчиками на предмет организации различных проверок, заявил Reuters представитель Kobe Steel.

Пока трудно оценить экономические последствия скандала, отметил аналитик Jefferies Танх ха Фам: все будет зависеть от величины отзывных кампаний и от того, что сама Kobe Steel сделает, чтобы избежать долгосрочного ущерба собственной репутации. Аналитик не исключил, что выиграть в этой ситуации может конкурент Kobe, крупнейший производитель алюминия в Японии UACJ. Его акции выросли на Токийской бирже во вторник на 2,9%, а в ходе торгов поднимались даже на 7,5%.