«Домодедово» удерживает самолеты «ВИМ-авиа» вопреки обещаниям Минтранса

Аэропорт не выпускает семь судов за долги
Лизингодатели «ВИМ-авиа» не могут получить свои самолеты / ТАСС

Самолеты иностранных лизингодателей «ВИМ-авиа» будут выпущены из аэропортов базирования, пусть даже имеющих неурегулированные рабочие долги «ВИМ-авиа», обещал Минтранс. Но аэропорт «Домодедово» удерживает у себя семь бортов – из них три принадлежат «ВИМ-авиа» (возрастные Boeing 757-200), а четыре – иностранным лизинговым компаниям, сообщил представитель «ВИМ-авиа», но не сказал, каким именно. Человек, близкий к Минтрансу, и топ-менеджер лизинговой компании подтвердили, что практически все арендованные самолеты «ВИМ-авиа» принадлежат иностранным лизингодателям.

Пятого октября компания «Домодедово коммершл сервисиз» уведомила гендиректора «ВИМ-авиа» Александра Кочнева, что «ВИМ-авиа» на эту дату должна за обслуживание самолетов, в том числе за заправку, 502 млн руб. (размер долга будет уточняться) и что аэропорт будет удерживать семь судов до полного погашения задолженности. «Ведомости» ознакомились с копией письма, представитель «ВИМ-авиа» подтвердил его подлинность. Согласно письму в аэропорту остались кроме трех В-757 три дальнемагистральных Boeing 777-200 и один среднемагистральный Airbus A319.

«ВИМ-авиа» должна «Домодедово» 521 млн руб. По Гражданскому кодексу кредитор вправе удерживать имущество должника до погашения задолженности. Это же предусмотрено в договоре авиакомпании с аэропортом «Домодедово», – объяснил представитель «Домодедово».

Четвертого октября замминистра транспорта Валерий Окулов встречался с лизингодателями «ВИМ-авиа» и просил их не забирать самолеты до 15 октября, давая гарантии, что потом суда будут выпущены из аэропортов, – и лизингодатели согласились ждать, рассказал топ-менеджер лизинговой компании. У «ВИМ-авиа» 29 судов, по данным Росавиации, из них шесть Boeing 757-200 – в собственности.

Представитель Минтранса в среду подтвердил факт совещания по лизингу, но не сказал, поможет ли министерство вызволить самолеты. Самолеты «ВИМ-авиа» нужны были, чтобы продолжать развозить пассажиров. С 26 сентября (когда у «ВИМ-авиа» не осталось собственных средств на полеты) по 8 октября было перевезено свыше 36 000 пассажиров «ВИМ-авиа», 17 500 из них перевезла она сама, финансируемая «Аэрофлотом» и правительством, 5000 – иностранные авиакомпании, 13 500 – российские перевозчики. С 9 октября «ВИМ-авиа» выполняет единичные рейсы, в основном на Дальний Восток.

Взлет «Трансаэро»

В 2015 г. при крахе «Трансаэро» лизинговые компании, в том числе российские, успели выгнать за рубеж свои самолеты, и они не застряли из-за долгов авиакомпании. Некоторые лизингодатели сами оплачивали заправку и работу экипажей, а «Трансаэро» им помогала, вспоминает Снегирев.

«С 26 сентября авиакомпания не летает из «Домодедово», на тот момент в аэропорту было 12 ее судов. Все самолеты, которые были заявлены к выполнению полетов специально созданным штабом Росавиации, обслужены аэропортом по вылету. Оставшиеся семь судов «ВИМ-авиа» штабом не планировались для выполнения полетов. На трех из них нет двигателей», – говорит представитель аэропорта.

«Минтранс и Росавиация не имеют полномочий давать такие гарантии, это вообще прецедентный случай. И помощь Минтранса здесь может носить только моральный характер», – говорит юрист Виктор Снегирев, специализирующийся на авиационном лизинге.

«Самолеты, даже не принадлежащие «ВИМ-авиа», имеют риск быть задержанными и арестованными по требованиям кредиторов, что и делает «Домодедово», и лизингодателям придется очень долго доказывать в судах, что это их имущество и что оно не должно быть обеспечением по долгам перевозчика, такие прецеденты случались, например, с самолетами «Красэйр», – продолжает Снегирев.

Действия аэропорта правомочны, говорит юрист бюро А2 Максим Сафиулин. Но лизинговые самолеты удерживать из-за долгов авиакомпании нельзя – правда, решения судов в таких случаях противоречивы, некоторые приняты в пользу кредиторов, знает он.

«Арестовать самолеты можно только по решению суда, здесь речь, видимо, идет об отказе в обслуживании и заправке, без чего самолеты не смогут покинуть аэропорт. «Домодедово» может отказывать в обслуживании, в том числе лизинговых судов, до тех пор, пока сторона договора, а это «ВИМ-авиа», полностью не погасит долги, и никакие регламенты Росавиации здесь не помогут», – считает управляющий партнер фирмы «Юрпартнеръ» Антон Толмачев.

Во «Внуково» временно базируется свыше полутора десятков самолетов, сообщил представитель «ВИМ-авиа».