ФАС проследит за свободными вагонами

РЖД предписано раскрывать информацию о нахождении свободных вагонов и автоматизировать расчет ставок
РЖД предписано раскрывать информацию о нахождении свободных вагонов и автоматизировать расчет ставок/ Андрей Гордеев / Ведомости

Российским железным дорогам (РЖД) нужно к 1 февраля 2018 г. отказаться от предоставления полувагонов по агентским договорам, заключенным между Федеральной грузовой компанией (ФГК) и РЖД. Это следует из предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС), с которым удалось ознакомиться «Ведомостям».

Предписание касается дела, по итогам рассмотрения которого ФАС признала РЖД и ФГК виновными в установлении и поддержании монопольно высокой цены на предоставление полувагонов в период с июля 2016 г. по март 2017 г. Кроме того, к 1 июля 2018 г. РЖД, по мнению ФАС, должна обеспечить перевозку всех грузов и при необходимости - приобрести (сформировать) для этого резервный парк полувагонов.

В числе других предписаний ФАС - развитие электронной площадки. В частности, для этого монополии нужно будет разработать экономические стимулы для привлечения на эту площадку операторов (к 1 февраля), публично раскрывать в режиме онлайн информацию о нахождении порожних вагонов (к апрелю). А также разработать систему учета сделок на предоставление полувагонов и систему автоматизированного расчета индексов цен (ставок) на услуги по предоставлению полувагонов в порядке, согласованном с ФАС (к апрелю). Служба также обязала РЖД разработать к январю методику расчета баланса вагонного парка в сети РЖД, «в том числе в разрезах по полигонам и видам грузов».

«Рынок предоставления полувагонов клиентоориентирован, невозможно стандартизировать услугу в рамках электронной торговой площадки, поскольку каждый контракт индивидуален, а вмешательство ФАС ограничивает конкуренцию», - комментирует предписание ФАС человек, близкий одному из ж/д-операторов. По его мнению, раскрытие ценовых показателей невыгодно в том числе крупным грузоотправителям. «Это даже неправильно с точки зрения национальной безопасности, поскольку другие страны также смогут отслеживать дислокацию вагонов», - отмечает источник.

Плюс и минусы

Отказ от агентской схемы является позитивным для рынка перевозок и для ФГК, которая сможет самостоятельно взаимодействовать с грузоотправителями, а также перестанет сталкиваться с проблемой «перепродажи» вагонов по агентской схеме, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Развитие электронных торговых площадок, по его мнению, в целом также является позитивной мерой. «Однако совершенно непонятно, почему параллельно ФАС планирует лишить грузоотправителей и операторов права на коммерческую тайну взаимоотношений и заставить раскрывать ценовые параметры сделок», - удивляется эксперт.

Наиболее опасным он считает пункт, который предполагает публичное раскрытие информации о местонахождении порожних вагонов в режиме реального времени: «Это явная угроза экономической безопасности страны, так как по порожним вагонопотокам не только можно получить информацию о состоянии экономики, что является элементом военной разведки, но и представители зарубежных компаний смогут получать коммерческую информацию о перемещении грузов российских экспортеров, менять коммерческую политику и вытеснять их с экспортных рынков сырья». Бурмистров также скептически относится к требованию разработать баланс парка полувагонов в разрезе полигонов и грузов. «Полувагоны свободно перемещаются по сети и могут перевозить практически неограниченный спектр грузов», - поясняет он.

Получить комментарии ФАС пока не удалось. Представитель РЖД от комментариев отказался.