Мировая энергетика никак не избавится от угля

Спрос на «топливо XIX века» продолжает расти несмотря на развитие возобновляемой энергетики
Уголь остается привлекательным способом удовлетворить быстрорастущий спрос на электричество при минимальных издержках/ Biswaranjan Rout / AP

В энергетическом секторе ощущение перемен часто опережает реальность. Так, XIX в. традиционно называют «веком угля». Хотя ученый, специалист по экологии Вацлав Смил отмечает, что основными видами топлива в структуре топливного баланса того времени все-таки оставались дерево, древесный уголь и солома. А настоящим веком угля стал XX в. «Переход на более качественное топливо занимает очень-очень много времени», – говорит Смил. Сохраняющаяся востребованность угля в XXI в. подтверждает его точку зрения.

В 2017 г. мировой спрос на уголь вырос впервые за три года, и в этом году может опять увеличиться. Используемый для электрогенерации уголь сильно подорожал в последние месяцы из-за жары в Китае и других азиатских странах: люди там стали больше пользоваться кондиционерами и расходовать электричество.

Если в развитых странах использование угля для электрогенерации, по-видимому, достигло пика, то во многих развивающихся, особенно в Юго-Восточной Азии, спросу на него по-прежнему есть куда расти. Для стран, чья энергетическая политика не ставит сокращение выбросов парниковых газов в качестве одной из основных задач, уголь остается привлекательным способом удовлетворить быстрорастущий спрос на электричество при минимальных издержках. Правда, во многих развивающихся странах беспокойство вызывают выбросы не углекислого газа, а оксидов серы и азота, загрязняющих окружающую среду. В Китае, на который приходится почти половина мирового спроса на уголь, ситуация неопределенная: правительство намерено ограничить вредные выбросы, но энергетические компании хотят строить новые теплоэлектростанции (ТЭС).

Возобновляемая энергетика становится все более конкурентоспособной. «Стоимость солнечной и ветряной энергии снизилась до уровня, когда во многих уголках Азии она может конкурировать с работающими на угле станциями без каких-либо дополнительных субсидий», – утверждает гендиректор CLP Holdings Ричард Ланкастер, чья компания управляет электростанциями в Китае, Индии и других азиатских странах.

Но несмотря на снижение стоимости возобновляемой энергии развивающиеся страны по-прежнему инвестируют в уголь, чтобы обеспечить бесперебойное электроснабжение и поддержать свою промышленность. Например, Вьетнам планирует, что возобновляемая энергия (без учета гидроэнергетики) будет удовлетворять 6,5% его спроса на электричество в 2020 г. и 10,7% в 2030 г. Но за этот же период использование им угля тоже должно увеличиться, чтобы удовлетворить растущий спрос на электричество. Правительство Вьетнама хочет к 2020 г. получать 850 МВт солнечной энергии и 800 МВт ветряной, тогда как сейчас в стране строятся угольные электростанции совокупной мощностью 10 640 МВт, а также уже одобрены на 8750 МВт и запланированы, но еще не одобрены на 15 000 МВт, по данным CoalSwarm.

Природный газ — еще одна более экологичная альтернатива углю, но в Азии он остается относительно дорогим. Морские поставки сжиженного природного газа (СПГ) стоят почти $10 за 1 млн британских тепловых единиц (BTU). Для сравнения: в США газ дешевле $3 за 1 млн BTU. Поэтому если США в электрогенерации переходят с угля на газ, то в Юго-Восточной Азии наблюдается обратная картина. Пока газ не станет значительно дешевле, этот тренд вряд ли изменится.

В результате ожидается, что использование угля в мире будет медленно расти в ближайшие годы несмотря на снижение спроса в США и Европе. По прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на уголь в Китае будет ежегодно снижаться на 11 млн т, в европейских странах Организации экономического сотрудничества и развития — на 30 млн т, в Северной Америке — на 37 млн т. Но это с избытком компенсирует ежегодное увеличение спроса на 135 млн т в Индии и на 70 млн т в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Хотя прогноз для Индии может оказаться несколько завышенным, если ее правительство не станет спасать убыточные ТЭС.

Кроме того, в Азии более современные ТЭС, чем в Европе и Северной Америке, и многие из них оснащены технологией HELE (high efficiency low emissions – высокая производительность, низкие выбросы). По словам Бенжамина Спортона из Международной угольной ассоциации (WCA), некоторые страны Азии полагаются на угольные станции с технологией HELE, чтобы выполнить обещания по сокращению выбросов, данные при подписании Парижского соглашения по климату.

Эпоха угля, возможно, близится к закату. Но какое-то время он еще будет оставаться одним из основных источников энергии в мире.

Перевел Алексей Невельский