Что случилось с «Натали турс»

Туроператор перестал продавать путевки, но надеется на восстановление продаж
«Натали турс» надеется решить проблемы и в ближайшее время вернуться на рынок / Андрей Гордеев / Ведомости

Туроператор «Натали турс» аннулирует все забронированные и оплаченные туристические путевки с 4 июля по 30 сентября из-за финансовых проблем, сообщил совладелец и президент туроператора Владимир Воробьев.

«Натали турс» основана в 1992 г. и ранее входила в топ-5 крупнейших российских туроператоров. Компания принадлежит Воробьеву и его супруге Наталье. На прошлой неделе «Натали турс» проинформировала турагентства об отмене чартерных программ в Барселону, Римини, Катанию, Неаполь, Анталью и Ираклион. Туроператор не мог выплатить деньги отелям, которые он контрактовал, рассказывал знакомый с менеджерами компании человек.

«Натали турс» вынужденно отменила чартерные программы по нескольким причинам, рассказал «Ведомостям» Воробьев, в частности из-за сокращения спроса на туры в Европу, на которых специализируется компания. У «Натали турс» сократился спрос примерно на четверть, отмечал неделю назад гендиректор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко, это произошло из-за чемпионата мира по футболу 2018 г. – многие россияне остались в России, оставив путешествия на вторую половину сезона, – а также из-за роста топлива и волатильности доллара. Сокращение спроса подтвердили и топ-менеджеры двух других крупных туроператоров.

К тому же чартерные путевки «Натали турс» часто были убыточными, указывает Воробьев: самолеты оставались недозагруженными, туры приходилось продавать с минимальной маржей или даже в убыток. А в апреле туроператор поднял зарплату более чем 300 сотрудникам, что тоже негативно отразилось на его ликвидности, добавил он.

Отмена чартерных туров спровоцировала много негативных публикаций в СМИ, из-за чего «Натали турс» не могла осуществлять обязательства перед партнерами и они веерно стали отключать ее от обслуживания, сетовал Воробьев в эфире «Эха Москвы». Со 2 июля турагенты перестали продавать путевки «Натали турс», и в компанию прекратились какие-либо финансовые поступления. В итоге, по словам Воробьева, туроператору не оставалось ничего другого, «как приступить к аннуляции уже подтвержденных услуг».

Де-юре такие заявления компании не означают прекращения ее деятельности, объясняет Осауленко: туроператор должен отправить заявление о прекращении деятельности в Ростуризм и «Турпомощь» или такое решение должен вынести суд. В Ростуризм и «Турпомощь» пока никаких заявлений от «Натали курс» не поступало, добавил он. Воробьев надеется, что до этого не дойдет.

22 000 туристов

выехали за границу по путевкам «Натали турс» в 2017 г., рассказал президент туроператора Владимир Воробьев. Прибыль от продаж в прошлому году составила 119 млн руб.

Сейчас за границей несколько тысяч туристов «Натали турс», которых Воробьев обещает вывезти до конца недели. Это около 3500 человек, цитирует «Интерфакс» руководителя Ростуризма Олега Сафонова. «Натали турс» застрахована на 150,5 млн руб. по договорам страхования гражданской ответственности туроператора и еще на 5,9 млн руб. в фондах его персональной ответственности, по данным Ростуризма. Но эти деньги можно использовать для спасения туристов только после юридического прекращения деятельности компании. Воробьев надеется, что «до использования этих денег не дойдет»: он хочет попросить туристов перенести поездки на следующий год или обещает вернуть деньги, когда они появятся. Размер общего долга Воробьев не раскрыл. «Каждому поставщику «Натали турс» должна несколько миллионов долларов», – был краток он.

Воробьев рассчитывает, что «Натали турс» в течение нескольких недель возобновит продажи путевок на зимний сезон под тем же брендом. Репутационные потери не отразятся на имени компании, уверен руководитель Depot WPF Алексей Андреев: многие россияне знают бренд и успешно путешествовали с ним более 20 лет. Лишь те, кто столкнулся с аннулированием туров, запомнит проблемы «Натали турс», считает он.

Владелец «Натали турс» хочет наладить отношения с партнерами, убедив их работать в кредит, т. е. оплачивать номера в отелях спустя время после непосредственного оказания услуги. Теоретически так работают на рынке, подтверждает топ-менеджер крупного туроператора, но это вопрос переговоров. Гендиректор Level.Travel Дмитрий Малютин готов возобновить работу с «Натали турс» при условии, что она гарантирует качественные поездки, а ее финансовая ситуация стабилизируется.

В таких ситуациях туроператору стоило бы объявить о прекращении деятельности, чтобы страховая выплатила туристам компенсации, и лишь затем рассуждать о возобновлении сотрудничества, считает сооснователь сервиса Onlinetours.ru Константин Победкин.

Ради спасения «Натали турс» Воробьев готов продать ее: «Мы уже пять лет ищем стратегического инвестора». Оценить компанию он затруднился. Ранее, по собственному признанию, он вел переговоры с двумя инвесторами из Объединенных Арабских Эмиратов и двумя из России, но они не увенчались успехом.