Почему Glencore оказалась под прицелом властей США

Станет ли возможное расследование началом конца для гендиректора Айвана Глазенберга?

Айвану Глазенбергу не привыкать к сложностям
/ Arnd Wiegmann / REUTERS

Гендиректор Glencore Айван Глазенберг много лет гордится смелым подходом своей компании к бизнесу. Швейцарская компания строит шахты и торгует нефтью и металлами в странах, где многие ее конкуренты не решаются работать. Но теперь эта склонность к риску может выйти боком сырьевому гиганту.

Во вторник акции Glencore рухнули на 12% после сообщений, что министерство юстиции США потребовало от нее документы, касающиеся возможной коррупции и отмывания денег в Нигерии, Венесуэле и Демократической Республике Конго (ДРК); затем акции несколько отыграли часть потерь. Если минюст решит начать расследование, что юристы и аналитики считают вероятным, Glencore и ее руководителям могут грозить крупные штрафы и уголовные обвинения.

Уверенность на миллиард

Glencore отреагировала на резкое падение котировок акций объявлением о планах потратить до $1 млрд на их выкуп. Программа выкупа стартует немедленно и продлится до конца года. Руководство Glencore пошло на такой шаг, чтобы продемонстрировать уверенность в бизнесе и ценности акций компании, считает аналитик Тайлер Брода из RBC Capital Markets. Хотя внимание инвесторов сейчас приковано к проблемам Glencore в ДРК и возможному расследованию минюста США, бизнес у нее идет хорошо, указывают аналитики. В начале августа компания представит результаты за первое полугодие.

Минюст запросил документы всего через пару недель после того, как Glencore урегулировала спор о неуплате роялти Дэну Гертлеру, ее бывшему деловому партнеру в ДРК. В декабре Гертлер попал в санкционный список США из-за «непрозрачных и коррупционных» сделок в ДРК. Glencore заявила, что будет платить Гертлеру в евро, чтобы не нарушить санкции США, хотя многие представители отрасли считали такой шаг рискованным.

«Glencore при Глазенберге всегда имела репутацию компании, ходящей по лезвию бритвы, но в последние годы начала действовать так, будто является неприкасаемой», – отмечает менеджер конкурирующего сырьевого трейдера. По его мнению, со стороны Glencore было «невероятной глупостью» публично предположить, что офис по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC) не против платежей Гертлеру. «Теперь главный вопрос, который задают участники отрасли, станет ли это началом конца для Айвана», – говорит он.

Представитель Glencore утверждает, что компания не получала совет по поводу платежей Гертлеру; по его словам, она лишь проконсультировалась с соответствующими регуляторами США и Швейцарии.

Предыдущие полгода и без того были сложными для Glencore и Глазенберга. Компания столкнулась с рядом юридических проблем в ДРК, где у нее большие медные и кобальтовые рудники. В мае ей пришлось отменить сделку о продаже доли в «Роснефти» загадочной китайской компании CEFC. Также Глазенберг был вынужден покинуть совет директоров UC Rusal после того, как компания Олега Дерипаски попала под санкции США. Все это отразилось на котировках акций Glencore, которые и так отставали от акций конкурентов – Anglo American, BHP Billiton и Rio Tinto.

При Глазенберге, который руководит компанией уже 16 лет, Glencore стала ведущим сырьевым трейдером и одним из крупнейших независимых торговцев нефтью, конкурирующим с Vitol и Trafigura. Предшественником Glencore была компания Marc Rich & Co, чей основатель Марк Рич считается крестным отцом современной сырьевой торговли. Хотя он больше известен побегом из США с целью избежать обвинений в уклонении от уплаты налогов и торговле с Ираном в нарушение эмбарго. Он был помилован Биллом Клинтоном в 2001 г., но так и не вернулся в США и умер в Швейцарии в 2013 г.

Тот факт, что минюст также интересуется деятельностью Glencore в Венесуэле и Нигерии, означает, что он может начать широкое расследование в отношении компании. Как отмечают юристы, штрафы в коррупционных делах могут быстро достичь крупных размеров, поскольку часто речь идет о многочисленных нарушениях. Кроме того, минюст США обычно настаивает на предъявлении уголовных обвинений людям, замешанным в коррупции. «Суды дают минюсту довольно большую свободу действий, чтобы договориться [с обвиняемыми]. Но прокуроры отмечают, что взятки дают люди, а не компании», – говорит Джейсон Хангерфорд, эксперт по санкциям из юридической фирмы Norton Rose Fulbright.

Некоторые аналитики считают падение акций Glencore во вторник чрезмерным, но другие указывают на скрытые риски. По словам институциональных инвесторов, Glencore больше обеспокоена не возможным крупным штрафом в случае выявления нарушений, а необходимостью сохранить сотрудничество с кредиторами, так как она сильно зависит от доступа к дешевому финансированию. После того как ее акции упали в цене ниже 70 пенсов в 2015 г., она начала агрессивно сокращать долг и ей удалось быстро укрепить баланс. В течение года акции Glencore выросли в три раза. В пятницу они торгуются у отметки 3,27 фунта.

По иронии судьбы, сейчас в Голливуде как раз готовится киноадаптация биографии «Нефтяной король. Секретная жизнь Марка Рича». Возможно, из-за внимания минюста к Glencore сценаристы захотят дополнить финал.

Перевел Алексей Невельский