ВТБ требует с бывшего акционера En+ $170 млн

Эти деньги AnAn Group должна банку за неисполнение сделки репо
ВТБ может обратиться в Высокий суд Сингапура/ Максим Стулов / Ведомости

Сингапурская AnAn Group, подконтрольная китайской компании CEFC (ранее претендовала на 14,16% «Роснефти»), 23 июля получила требование от российского банка ВТБ погасить долг на $170,4 млн, следует из сообщения AnAn International Limited.

Задолженность образовалась из-за срыва сделки репо, указано в сообщении. Сингапурская компания участвовала в IPO электрометаллургической компании En+ Олега Дерипаски в ноябре прошлого года. За $500 млн, взятых в том числе в ВТБ, AnAn купила 6,25% En+ при размещении акций на Лондонской бирже. После этого AnAn заложила пакет в ВТБ по сделке репо, сообщал банк. Но 6 апреля 2018 г. Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) минфина США ввело санкции против En+, UC Rusal, Олега Дерипаски и других его активов. В итоге капитализация En+ рухнула в разы. В конце мая AnAn потеряла купленный 6,25%-ный пакет по margin call, его получил ВТБ, рассказывал первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев. В итоге доля ВТБ в En+ выросла до 9,62%.

$170,4 млн – разница между суммой, которую AnAn должна была заплатить ВТБ по сделке репо, и стоимостью пакета En+, который изъял банк в счет погашения долга, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон сделки. Подтвердить эту информацию «Ведомостям» не удалось. Представитель ВТБ отказался от комментариев.

Когда был изъят пакет AnAn в En+, точно не известно, Соловьев заявил об этом 28 мая. Тогда 6,25% электрометаллургической компании стоили на Лондонской бирже $192 млн (торги не проводятся с 9 апреля, но биржа отображает стоимость расписок), а на Московской бирже – 10,7 млрд руб.

«Сингапурская структура CEFC покупала пакет в En+ на свои и заемные средства», – поясняет собеседник «Ведомостей», знакомый с условиями сделки. Он уточняет, что AnAn рассчитывала получить бридж-кредит на два года на покупку акций структуры Дерипаски, а затем рефинансировать обязательства в China Development Bank. «Но после того как у головной структуры – CEFC – начались проблемы с привлечением займов в Китае, [сингапурская] компания ощутила те же проблемы», – говорит он. Описанная схема финансирования и обеспечения применяется достаточно часто, сказал старший аналитик БКС Сергей Суверов.

На погашение задолженности у AnAn Group есть 21 день, сообщила компания (AnAn Group – непубличная компания, данные не раскрывает, но ее «дочка» AnAn International – публичная, и на конец I квартала 2018 г. на ее счетах было около $15 млн). По истечении этого срока ВТБ может обратиться в Высокий суд Сингапура. Совет директоров AnAn предупреждает, что претензии ВТБ могут плохо сказаться на деятельности компании.

Банк имеет право потребовать дополнительного обеспечения или частичного возврата денег независимо от причины margin call, отмечает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный: «Ведь банк не может не соблюдать нормативы ЦБ даже из-за санкций и форс-мажоров».

AnAn настаивает, что санкции в отношении En+ – форс-мажорные обстоятельства: они привели к обесценению акций En+. Маловероятно, что суд признает санкции форс-мажором, «это бы создало опасный прецедент», говорит партнер BMS Law Firm Денис Фролов. AnAn вряд ли найдет основания не платить, но взыскать деньги будет сложно, продолжает Суверов: «Если у AnAn недостаточно активов и нет поручителей, то ВТБ может не получить деньги. Есть возможность обратиться с взысканием к акционерам или бенефициарам AnAn, но такие иски затянут процесс».