РЖД рассказала про поезда будущей ВСМ Москва – Нижний Новгород

Эксперты сомневаются, что дорогу удастся загрузить
Интервал между поездами на участке Москва – Нижний Новгород будет доходить до 5 минут, сказал Мишарин/ Галеев Анвар / PhotoXpress

Для организации высокоскоростного пассажирского движения от Москвы до Нижнего Новгорода потребуется не менее 15 поездов, рассказал «Ведомостям» представитель РЖД. Это будет первый участок высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань стоимостью 621,5 млрд руб., строительство которого планируется начать в 2019 г.

Сейчас из Москвы до Нижнего Новгорода можно добраться за 3,5 часа, строительство ВСМ сократит время в пути до 2,5 часа со всеми остановками или до 2 часов с остановкой только во Владимире, говорит представитель РЖД.

Концепт поезда для ВСМ был представлен РЖД на выставке «Транспорт России». Эксплуатационная скорость поезда составит 360 км/ч, в нем будет 12 вагонов (682 места и еще 40 в вагоне-бистро), четыре класса пассажирских салонов (1-й класс, бизнес-, эконом- и туристический класс). Сейчас «Сапсан» в России развивает скорость до 250 км/ч.

Поезд из 12 вагонов будет стоить не менее 70 млн евро (5,2 млрд руб. по курсу ЦБ на 23 ноября) при поставках из-за рубежа, локализация производства позволит снизить стоимость примерно на 15% в долгосрочной перспективе, подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. С учетом сервисного контракта общие расходы могут приблизиться к 200 млрд руб., добавляет он.

Для ВСМ будут приобретаться поезда, произведенные в России, сказал первый заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин. По его словам, их выпуск может быть организован на двух площадках: на «Уральских локомотивах» вместе с Siemens и новом заводе, который будет построен в Центральном округе вместе с китайской CRRC (его слова приводит ТАСС).

Возможности выпуска современного подвижного состава, в том числе высокоскоростного, закладывались еще на этапе проектирования нового производственного комплекса, передал через представителя гендиректор «Уральских локомотивов» Олег Спаи. На предприятии уже «освоены технологии производства кузовов вагонов из алюминиевого профиля – это одно из основных условий производства высокоскоростных поездов», рассказывает он.

Siemens готов предложить для ВСМ Москва – Казань концепцию, которая базируется на решении Velaro Novo, говорит представитель Siemens: это концепт высокоскоростного поезда нового поколения, способный развивать скорость до 360 км/ч. Сейчас тестовый вагон проходит испытания в Германии. По его словам, компания принципиально готова «обсуждать локализацию их производства на «Уральских локомотивах».

Интервал между поездами на участке Москва – Нижний Новгород будет доходить до 5 минут, сказал Мишарин. Это минимальный интервал в часы пик, уточнил представитель РЖД. По его словам, сейчас интервал обычных и скоростных поездов («Сапсаны», «Ласточки», «Стрижи») с учетом пригородных электричек доходит до 6 минут. Всего на горьковском направлении курсирует 150 пар поездов. После строительства ВСМ убирать часть других поездов не планируется, заверяет он.

Представитель РЖД не называет прогноз заполняемости поездов на первом участке ВСМ. Из презентации РЖД следует, что в 2025 г. общий пассажиропоток на этом участке с семью промежуточными остановками составит 6,7 млн человек, в том числе 3,4 млн пассажиров от Москвы до Владимира и 2,4 млн – до Нижнего Новгорода. Часть пассажиров пересядут на высокоскоростной поезд с пригородных электричек и автотранспорта, замечает представитель РЖД.

Курсирующие сейчас между Москвой и Нижним Новгородом скоростные поезда загружены в среднем на 80%, так что РЖД не сумеет загрузить дополнительные 15 поездов, считает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин (его слова передал представитель). Для заполнения 15 поездов потребуется пассажиропоток, сопоставимый с тем, что есть сейчас у «Сапсанов» на маршруте Москва – Санкт-Петербург: 5,5 млн человек в год, комментирует Бурмистров. Но это «выглядит совершенно нереалистичным», полагает он: «Реальный спрос при сопоставимых с «Сапсанами» ценах на билет составляет не более 300 000 человек в год».

В октябре президент Владимир Путин поручил правительству еще раз проанализировать проект строительства ВСМ Москва – Нижний Новгород, рассказывали источники «Ведомостей». Расчеты пока не завершены, сказал 22 ноября министр транспорта Евгений Дитрих (цитата по ТАСС).