«Газпром нефть» начала продавать бензин со скидками через приложение

Пользователи приложения смогут также купить топливо впрок и в любой момент залить его в бак на некоторых АЗС
Пользователи «Турбо» смогут купить топливо дешевле/ Дмитрий Новожилов / Ведомости

«Газпром нефть» и компания «Турбо» 4 декабря запустили новый проект – оплату топлива через мобильное приложение, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Турбо» Олег Данилов. Пока эта функция будет доступна на некоторых АЗС компании в Москве и Подмосковье. Из имеющихся в столичном регионе 193 заправок к мобильному приложению «Турбо» подключено 24. Как скоро будут подключены остальные АЗС, Данилов не говорит. Он лишь указывает, что «их количество постоянно увеличивается» и скоро так же купить топливо можно будет в Санкт-Петербурге.

На этапе раскрутки сервиса купить топливо можно будет дешевле: пока в «Турбо» бензин Аи-92 продается по 39,99 руб./л, а Аи-95 – по 42,99 руб./л, говорит Данилов. По данным Московской топливной ассоциации на 3 декабря, на заправках «Газпром нефти» в Москве средние цены выше – 41,87 и 45,09 руб./л соответственно. Кроме того, через приложение на АЗС «Газпром нефти» можно купить брендированный вариант дизеля – «Дизель опти» – по 43,99 руб./л (45,54 руб./л – средняя цена на АЗС 4 декабря). Как только у сервиса появятся партнерские сети с обычным дизелем, этот вид топлива также станет доступен пользователям «Турбо», отмечает Данилов.

Основная функция «Турбо» (есть для iOS и Android) – возможность создать свой «персональный» запас топлива, заранее оплатив его и зафиксировав таким образом стоимость. Предоплата производится либо непосредственно на АЗС, либо через приложение. Пользователь может хранить в топливном кошельке не более 300 л топлива одного вида и залить их в бак в любой момент на заправках «Газпром нефти» или других сетей, которые в скором времени подключатся к «Турбо», сказал Данилов. Никаких ограничений по срокам хранения на АЗС предоплаченного топлива нет.

«Газпром нефть» – третий крупнейший владелец АЗС в России после «Роснефти» и «Лукойла». Оплата с помощью мобильного приложения – один из сервисов, которые компания предоставляет клиентам АЗС «Газпром нефть», указывает представитель сети: «Мы начали проект с командой «Турбо» и решили дать им возможность запустить сервис, несмотря на значительные изменения на розничном рынке нефтепродуктов». «Газпром нефть» считает, что эта услуга необходима водителям, и в ближайшее время планирует выпустить собственное мобильное приложение для оплаты топлива на АЗС «Газпром нефти» с помощью смартфона.

В создание и запуск «Турбо» было вложено более $300 000 – инвестором стал основатель Kidzania Геворк Саркисян. «Я планирую вложить столько, чтобы вывести проект на самоокупаемость. Думаю, мы быстро сможем это сделать», – рассказал бизнесмен «Ведомостям». Топливо – важный атрибут повседневной жизни, вокруг него нужно попробовать построить экосистему и изменить парадигму потребления, считает он. Говоря об окупаемости проекта, Данилов отметил лишь, что компания не намерена останавливаться только на продаже топлива. «Будем привлекать партнеров, которые хотят выйти на розничный рынок со своими товарами и услугами», – сказал он.

По словам Данилова, переговоры ведутся и с другими сетями АЗС. Подробности он не сообщил. Представители «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» не ответили на запросы «Ведомостей». В «Татнефти» сообщили, что тоже работают над проектом, который позволит оплачивать топливо с помощью мобильного приложения.

Идея продажи бензина по фиксированной розничной цене не нова. Несколько лет назад ее пытались реализовать Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа и ООО «Магистраль-карт» («дочка» ТНК-ВР, которую в 2013 г. купила «Роснефть»). Предполагалось, что на бирже можно будет покупать топливо с зачислением на карту. Широкого применения проект не нашел.

Такие проекты – это маркетинговый ход, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: они не всегда приживаются, хотя определенный интерес у пользователей вызывают. Правда, существенно сэкономить автомобилисты вряд ли смогут из-за символической разницы цен, указывает аналитик. Если вы хотите действительно сэкономить на бензине, придется пересаживаться на общественный транспорт, рекомендует Полищук.

Экономическая выгода «Газпром нефти» от участия в проекте не очевидна, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Это похоже на стандартную программу лояльности, которая в любом случае подразумевает отказ компании от части прибыли. «Неважно, будет это реализация топлива за накопленные клиентом баллы, кэшбэк по партнерским программам с банками или скидки», – говорит Жарский. Основное отличие от перечисленных инструментов – продажа топлива по фиксированной цене в конечном счете гарантирует его реализацию. Относительно небольшой объем «запасов» – до 300 л – автовладельцу, ежедневно использующему автомобиль, большой выгоды извлечь не даст. Топлива хватит в лучшем случае на 5–6 недель, за такой срок в отсутствие экстремальных изменений конъюнктуры рынка или регулирования цены существенно измениться не могут, полагает Жарский. Но сама концепция продажи топлива по фиксированной цене ниже рынка открывает простор для создания серых схем перепродажи топлива, заключает эксперт.

Вариантов, как владелец мобильного приложения сможет зарабатывать, много, говорит Жарский: «Это может быть комиссия при осуществлении платежей покупателями топлива, фиксированная плата по партнерскому контракту с сетью АЗС либо плата, привязанная к конверсии, т. е. чем больше клиентов приносит приложение, тем больше нефтяная компания платит владельцу приложения».

«Газпром нефть» не первая среди российских компаний будет продавать топливо через мобильное приложение. В 2017 г. похожий проект запустил «Лукойл» с «Яндексом». Он позволял оплачивать топливо на АЗС «Лукойла» через приложение «Яндекс.Заправка». Сейчас проект приостановлен.

«Пользователи давно просили нас расширить число партнеров. Мы поняли, что это важное условие развития «Яндекс.Заправок», и планируем перезапустить сервис, чтобы он решал задачи еще большего числа клиентов», – говорит представитель «Яндекса» Дмитрий Горчаков. Знакомый топ-менеджеров поисковика рассказывает, что перезапуск «Яндекс.Заправок» скоро произойдет. Но сначала сервис запустится не в отдельном приложении, как раньше, а в «Яндекс.Навигаторе». Так проект будет развиваться быстрее, указывает собеседник «Ведомостей», ведь ежемесячно навигатором только в России пользуется 17 млн человек. «Яндекс» ведет переговоры со всеми участниками розничного рынка, сказал он.